Человек, который изменил Харьков


jzigtuiu3iocg8wgw8.jpg

Элька, а вот мне непонятно. Почему университет носит имя Каразина, а ведь такой ректор им не руководил.

Так ему же принадлежит идея создания этого вуза.

clfv0bh3h7w4scgkkg.jpg
ikzw1qjvz8gg04co0w.jpg

Потом его оболгали и выгнали с работы. В результате – на открытии были совершенно другие люди.

Василий Назарович Каразин родился 30 января 1773 г. в селе Кручик на Слобожанщине (ныне Харьковская область). Отец, офицер русской армии, происходил из греческого рода Караджи, мать - из казацкой семьи Ковалевских. К 10-ти годам Василий учился в имении отца, дружил с сельскими детьми. После смерти отца семья переехала в Ольшаны, где в доме отчима он часто встречался с Григорием Савичем Сковородой. Детские воспоминания об этом знакомстве Василий Назарович пронес через всю жизнь.

Именно под влиянием произведений Григория Саввича Сковороды и лучших европейских культурных традиций, царивших в частных пансионах Кременчуга и Харькова, где  учился до 17-ти лет Василий Каразин, и формировалось мировоззрение парня.

После службы в армии Василий Назарович поселился в своем имении в селе Кручик, где женился на крепостной девушке. Несколько лет он жил замкнуто, ведя научную работу и практически не выезжая за пределы уезда.

Убежденный «западник», Каразин мечтал навсегда уехать за границу, чтобы «среди просвещенного общества... питать свою мораль».

Но для этого необходимо было иметь специальное разрешение. Попытка убежать без соблюдения формальностей закончилась неудачей. 3 августа 1798 Каразина, его беременную жену и слугу Остапа схватили и посадили на гауптвахту города Ковно (сейчас город Каунас, Литва). Предваряя официальное донесение, Василий Назарович написал письмо императору с объяснением своих намерений и передал его эстафетой. После этого письменного обращения, Каразин получил должность в государственной казне. Служба требовала постоянной работы в Московском и Петербургском архивах.

В 1802 г. Василий Назарович занял должность правителя Главной управы школ в Министерстве народного образования, созданном по его инициативе. В этом же году по поручению правительства он начал работу над проектом организации народного образования. Сохранились документы, свидетельствующие, что 18 марта 1802 года правительство сформировало комитет для пересмотра уставов двух петербургских академий и Московского университета; членом комитета стал Каразин. Согласно постановлению Главного управления училищ, ему было поручено составить проект общего устава университетов. Разработанные Василием Назаровичем положения стали основой для уставов Виленского, Московского, Казанского и Харьковского университетов.

Уже первый пункт Устава предусматривал образование в составе университета обществ как математических, так и филологических наук. Помогать их творческой деятельности предполагалось изданием научных трудов и периодики. Университет получал право цензуры всех книг, которые печатались на его территории. Также уставом высшему учебному заведению предоставлялась широкая автономия (вплоть до суда над его членами).

Наибольшим достижением Каразина на ниве просвещения стало открытие Харьковского университета. Вообще выбор этого небольшого провинциального города (в начале XIX в. Харьков значительно уступал таким городам, как Киев, Одесса, Таганрог, Екатеринослав, не только по численности населения, но и по уровню их готовности к получению высшего образования)  - это личная заслуга Каразина. «Маловажный Харьков не мог и надеяться, что его удостоят вмещать в себя этот великолепный Институт, которому, естественно, принадлежало разлить по соседству новую жизнь для подарков и промыслов», - писал Василий Назарович в одном из писем.

Он не только убедил правительство в целесообразности такого шага, но и провел очень большую работу по подготовке общественного мнения, сбора средств, необходимых для открытия университета.

29 августа 1802 г. Каразин обнародовал свои «Положения о Харьковском университете», где в 46-ти пунктах подробно описал структуру будущего учебного заведения, его материальную базу, определил источники финансирования, пути набора студентов.

Структуру и профиль университета ученый разработал самостоятельно и оригинально, отвергнув схоластические традиции немецких университетов, которые господствовали в тогдашней Европе. По мнению Каразина, учебный процесс должен был строиться в соответствии с практическими потребностями страны. Предполагалось поэтапно открыть в университете 9 отделений. Сначала, по мнению ученого, целесообразно было бы открыть отделение общих знаний и приятных искусств. На отделении общих знаний студенты должны изучать языки, математику, географию, физику, историю. Приятные искусства включали в себя рисование, музыку, танцы, фехтование, верховую езду и некоторые виды ручного труда.

После трех лет работы двух отделений планировалось расширить материальную базу и увеличить количество преподавателей, предполагалось открытие еще 5-ти отделений: гражданских (по подготовке чиновников всех звеньев государственного управления), военных и врачебных знаний, гражданских искусств (архитектура, механика, земледелие), теологии.

И только тогда, когда будут воспитаны студенты, способные к научной работе, Каразин планировал открыть художественное отделение и отделение по подготовке специалистов высшей квалификации различных специальностей. При университете предполагалось основание таких средних учебных заведений, как «Училище сельского домоводства» и «Школа ремесла».

Таким образом, это должен быть целый комплекс учебных заведений по подготовке кадров для государственного аппарата, учителей, научных работников, специалистов для промышленности и сельского хозяйства. Студентов планировалось набирать из молодежи, которая закончила Харьковское, Черниговское, Курское, Орловское, Полтавское и другие училища соседних губерний. Поддержав предложения, дворянское собрание приняло решение выделить средства на содержание университета.

Только 24 января 1803 г. ценой огромных усилий Каразина правительство издало указ, которым разрешал открыть университет. Преодолевая сопротивление харьковского губернатора и правительственных чиновников, Василий Назарович лично собрал (приобретя частично за собственные средства) около 3 000 экземпляров ценных книг, лабораторное оборудование, пособия, закупил за рубежом новую типографию и выписал из-за границы мастеров.

Однако в июне 1804 г., когда все подготовительные работы уже почти заканчивались, Каразина обвинили в использовании государственных средств без разрешения начальства (речь шла о приобретении гравюр для образцов и прием на работу 32-х ремесленников) и лишили права вмешиваться в дела университета. Убедившись в несправедливом отношении к себе императора, Василий Назарович подает прошение об увольнении со службы в Министерстве образования. Потеряв должность, заработок, отвергнутый всеми в Петербурге, он продает последнее (подаренное императором Александром) кольцо, чтобы вернуться в свое имение.

Уже без Каразина, настойчивыми усилиями профессоров И.С.Рижского и И.Ф.Тимковского, 17 января 1805 г. был открыт университет. Подавленный морально, Василий Назарович даже не приехал на церемонию. Однако о нем не забыли: в августе 1811 г. Совет Харьковского университета избрал его своим почетным членом. Сейчас университет носит имя своего основателя.

Отстраненный от общественной деятельности, Василий Назарович до самой смерти оставался верным своим просветительским принципам, продолжал выдвигать новые научные идеи, насколько мог способствовал распространению знаний среди народа. О его намерениях ярко свидетельствует организация обучения сельских детей в селе Кручик. Основанная им еще в начале XIX в. начальная школа на протяжении длительного времени была единственной на всю Слобожанщину.

Для школы крестьяне построили большой дом. Занятия проводили местный священник и учитель, труд которого оплачивался за счет сельской общины. Детей здесь обучали чтению (азбука, часослов, псалтырь), чистописанию, арифметике (четыре действия), хоровому пению. Василий Назарович систематически наблюдал за ходом занятий, вел беседы с детьми, лучших учеников поощрял подарками, руководил работой школы.

Дети, которые заканчивали школу, могли учиться в уездном училище. Способным ученикам Василий Назарович Каразин предоставлял свободу при условии, что они со временем возместят ему стоимость 2 000 рабочих дней.

После выхода в отставку Василий Назарович не оставался в стороне общественной жизни своей страны. В письмах к Александру I и чиновникам он призвал начать постепенно освобождать крестьян с крепостной зависимости, бороться с казнокрадством, заботиться о повышении боевой мощи армии и флота. Ученый также составил проекты распространения просвещения среди трудового народа.

Такая активная жизненная позиция не осталась незамеченной, но привела к неожиданным последствиям. 26 ноября 1820 г. Каразина арестовали и отправили в Шлиссельбургскую крепость по обвинению в подстрекательстве к вооруженному восстанию. В казармах Преображенского полка были найдены анонимные листовки, стиль которых якобы напоминал стиль Каразина. Ученого продержали в крепости почти шесть месяцев. Весной 1821 г. его отправили под наблюдение в собственное имение. На протяжении длительного времени, вплоть до середины 30-х годов, Василий Назарович не имел права появляться в крупных городах.

Будучи человеком творческим, энергичным, с активной жизненной позицией, Каразин чрезвычайно болезненно воспринимал свою оторванность от общественной жизни страны. Как верноподданный монархист и патриот, он страдал от недоверия и непонимания мотивов собственной деятельности. Ему не разрешали занимать даже незначительные должности. Так, зная, в каком неудовлетворительном состоянии оказалась созданная им библиотека Харьковского университета, Василий Назарович уже в преклонном возрасте подал прошение о назначении в университете библиотекарем, но ему отказали.

Систематически ученый проводил научно-исследовательскую работу, превратив село Кручик в настоящую лабораторию. Там он впервые в Украине открыл метеорологическую станцию, вывел первый на Харьковщине морозоустойчивый сорт абрикоса, усовершенствовал метод производства селитры, устроил в селе экспериментальный спиртовой завод, производил мясные консервы, разработал конструкцию молотилки, экспериментально доказывал возможность использования электричества верхних слоев атмосферы.

В конце жизни у Василия Назаровича возникла мысль превратить Крым в европейский центр виноделия. В Ялте ученый простудился, переехал в Николаев, где работал его сын. Там и умер просветитель и ученый 4 ноября 1842 года. Похоронили его на Николаевском кладбище.