Харьковская примадонна эстрады


n9p0mdqibdc84g4so4.jpg

Мама, а что это за музыка у тебя в комнате играет?

Это Клавдия Шульженко.

wunzhajbmr4sogkg8c.jpg
1r5hqynshxeswcwskk.jpg

Какая-то она несовременная.

Да, но зато голос у нее какой.

kjxtyr205mo0oc0o8s.jpg
1xar4xbyelb4c4c8c8.jpg

У меня ее самая любимая песня – о синем платочке.

Имя Клавдии Шульженко, одной из самых любимых народом певиц, золотыми буквами вписано в историю украинской культуры.

Клавдия Ивановна Шульженко родилась 24 марта 1906 года в Харькове. О своем детстве она писала: «Первое художественное впечатление было связано с отцом — от него я впервые услышала украинские народные песни. Бухгалтер управления железной дороги, отец мой серьезно увлекался музыкой: он играл на духовом инструменте — как тогда говорили,  в любительском оркестре, а иногда пел соло в концертах».

Одно из ярких впечатлений ее детства было связано  с театром:

«В нашем доме жил студент Харьковского университета Владимир Мазилевский. Он предложил поставить детский спектакль. Во дворе переиграли множество пьес. Чаще всего это были инсценировки сказок, музыкальные представления, в которых Клавдия всегда  пела.

Но в те годы она не думала о профессиональной карьере певицы. Клава Шульженко училась в гимназии, хорошо знала французский язык, а к музыке относилась как к чему-то несерьезному. И все-таки родители заметили талант дочери и отдали ее на обучение к профессору Харьковской консерватории Чемезову. Талантливый педагог говорил Клавдии: «Ты счастлива! У тебя голос поставлен от природы. Тебе нужно только развивать и совершенствовать его».

Девушка, впрочем, если о чем-то и мечтала, то о драматическом театре. Она часто посещала кинотеатры, ее кумирами были Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов и другие звезды немого кино. Любила Клавдия Шульженко и Харьковский театр, пересмотрела в нем почти весь репертуар. В 1923 году она с подругой пришли к руководителю театра Николаю Синельникову, и он устроил девушкам прослушивание. С честью выдержавшая экзамен перед известным режиссером Клавдия Шульженко была принята в прославленную труппу.

Дни молодой артистки были насыщены до предела. Утром — репетиции в театре, а иногда после этого Синельников брал актеров на урок к себе домой. Днем будущая певица обучалась нотной грамоте и занималась пением с профессором консерватории Никитой Чемезовым. Затем — уроки танца в балетной школе Наталии Тальори и выступления вместе с другими ученицами в находящемся по соседству бывшем концертно-театральном зале купца Енуровского. Вечером — спектакли, в которых Синельников поручал молодой артистке роли, позволяющие продемонстрировать ее незаурядные певческие возможности. После — непременное участие в концертных отделениях с исполнением старинных романсов и народных песен.

Летом 1925 года театр Синельникова уехал на гастроли в Ростов-на-Дону, а Клавдия Шульженко устроилась в Государственный Краснозаводский театр имени Раковского (сейчас на его месте стоит здание, в котором размещается ДК ХЭМЗа). Актер этого театра и поэт Евгений Брейтигам познакомил ее с молодым композитором Юлием Мейтусом, заведовавшим музыкальной частью Первого рабочего театра Пролеткульта. Они написали для молодой артистки две лирические песни — «На санках» и «Силуэт», положившие начало ее репертуару.

В те годы Шульженко, уже наработавшая популярность, часто выступала в Деловом клубе (его уже нет, на этом месте построен ХНАТОБ имени Н. В. Лысенко), а также в цирке-театре Муссури. Впоследствии певица вспоминала: «Эти концерты, как и поиски своего репертуара, убедили меня в том, что песня стала занимать все большее место в моей жизни, постепенно вытесняя все остальные  интересы».

Первым выступлением вне Харькова стал для нее концерт в Ленинграде весной 1928 года. Клавдия Шульженко выступала на сцене Мариинского театра в сборном концерте. Это был успех, после которого перспективную певицу пригласили в Ленинградский мюзик-холл. Главным его дирижером в то время был Исаак Дунаевский, а ведущим актером — Леонид Утесов. В 1929 году Шульженко выступила на концерте в Москве в составе труппы Ленинградского мюзик-холла.

В 1939 году она приняла участие в Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Колонном зале Дома союзов. В финальном выступлении Шульженко исполнила обязательные три песни. Зал взорвался аплодисментами. Сразу после конкурса ей и ее мужу Владимиру Коралли предложили организовать собственный джаз-ансамбль. Собрав коллектив, артисты приступили к репетициям. Когда началась Великая Отечественная война, Клавдия Шульженко была в Ереване. Гастроли пришлось прервать. Теперь коллектив получил название Ленинградского фронтового джаз-ансамбля; певице присвоили звание рядового, и джаз-ансамбль начал выступать на фронте. Настоящим ее хитом в те годы стала песня «Синий платочек», написанная польским композитором Ежи Петербургским, автором знаменитого танго «Утомленное солнце». Композитор появился в Советском Союзе после того, как в сентябре 1939 года Польшу разделили между СССР и Германией. На одном из концертов в Москве Шульженко услышала эту песню и сразу включила ее в свой репертуар. Но текст песни сначала был другим. Известный нам вариант родился следующим образом: в апреле 1942 года артистка по «Дороге жизни» выехала из блокадного Ленинграда в Волхов и там познакомилась с сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта лейтенантом Михаилом Максимовым. Он написал новый текст. 13 января 1943 года в Москве песню «Синий платочек» записали на пластинку. Весь ее тираж был отправлен на фронт...

В 50-е годы активную гастрольную деятельность продолжала уже признанная звезда советской эстрады. В 1952 году была записана пластинка «Голубка», которая разошлась по стране тиражом 2 млн экземпляров.

В 1980 году после пятилетнего перерыва она записала новую пластинку, которая называлась «Портрет». Но возраст все больше давал о себе знать, певица страдала бронхитом и болезнью сердца. В середине 1980-х годов здоровье резко ухудшилось. Клавдия Шульженко умерла в 1984 году. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

В Харькове в сентябре 1995 года в здании по Байкальскому переулку, 1 был основан мемориальный музей, посвящённый певице Клавдии Шульженко. Его основателем стал муж племянницы Клавдии Шульженко — Борис Агафонов.