Харьков: история радио и телевидения
Элька, а мы на экскурсию сегодня поедем?
На какую?
Ты же обещала меня познакомить с историей появления радио. Так что, пойдем?
Ну, раз обещала, то пойдем.
16 ноября 1924 года в эфире прозвучала первая в Украине радиопередача. Произошло это в Харькове. В тот день первые слова украинского радио услышали около 70 радиолюбителей. Дикторов тогда, конечно, в штате радиостанции не было. Поэтому открыл передачу техник, который по привычке связиста в начале трижды проговорил в микрофон «Алло». А потом еще трижды «Говорит Харьков». К харьковчанам обратились председатель ВУЦИК Григорий Петровский и руководитель правительства республики Влас Чубарь. Затем был передан небольшой концерт и радиожурнал «Пролетарий», в общем - меньше часа эфира. Такой была та самая первая программа.
Размещалась первая радиостанция в «Центральном партийном клубе» - сейчас это здание филармонии на улице Рымарской. Радиостанция была изготовлена харьковскими инженерами Жиронкиным Л.И., Лебрехтом В.В., Касвандом Л.И., Дрожжиным М.И., Луневым И.Е., Светлосановым А.И. и работала в средневолновом диапазоне. Первые приемники были любительскими.
У истоков радиовещания
Еще в конце XIX века во всем мире был широко известен профессор Харьковского технологического института Николай Дмитриевич Пильчиков. Он стоял у истоков создания систем управления машинами и механизмами на расстоянии - по радио. Пильчиков впервые создал прибор, способный настраиваться на определенную волну. Правда, результаты проводимых им опытов и сами приборы оказались утрачены. Восьмого февраля 1901 года Пильчиков отсылает докладную записку в главное инженерное управление военного ведомства, в которой предлагает новую программу исследований защиты приборов беспроводной телефонии от влияния электрических волн постороннего происхождения.
В Харьковском технологическом институте Николай Дмитриевич оборудует радиостанцию с двадцатипятиметровой антенной. В 1904 году за собственные средства покупает автомобиль, в который сам же вмонтировал необходимую радиоаппаратуру. Этот автомобиль стал первой в России передвижной радиостанцией.
1920 год
Харьков был городом, где активно строились радиостанции еще во времена Российской империи, особенно в период Первой мировой войны, когда в Харьков была переведена очень мощная радиостанция из Могилева. Поэтому именно в Харькове появились специалисты, которые на первых порах готовили техническую базу. Но потом эту радиостанцию правительство советской России фактически забрало из Харькова и перевело в один из российских городов. Оборудование использовали для создания в Москве мощной радиостанции имени Коминтерна. Тогда председатель Всеукраинского центрального исполнительного комитета (ВУЦИК) Григорий Петровский и руководитель Украинского правительства Влас Чубарь обратились к харьковским работникам с предложением своими силами построить радиостанцию. И не простую. А непременно мощную радиостанцию для международных сообщений, чтобы ее сигнал доходил за границу. Построить новую радиостанцию в конце концов удалось.
Июнь. В Харькове начата подготовка к монтажу приемно-передающей радиостанции мощностью 35 киловатт. В созданной при ней радиомастерской профессор Харьковского университета Д.Рожанский с сотрудниками производил опыты по радиотелефонии.
7 августа. В Харькове по поручению Наркомата иностранных дел УССР начала работу приемная станция международных сообщений. С ноября она содержалась на втором этаже дома № 28 по улице Сумской, рядом установили антенну. Радиостанция принимала материалы зарубежной прессы для созданного в январе 1922 года Радиотелеграфного агентства Украины (РАТАУ), циркуляры Наркомпочты, Наркомата образования, распоряжения других украинских ведомств.
1921 год
17 января. В Харькове начала пробную работу мощная искровая радиотелеграфная станция. Ее возглавил радиоспециалист Л.Касванд. В течение 1918-1920 лет он строил Вятскую, Вологодскую и Люберецкую радиостанции.
22 августа. Официально открыта Харьковская радиостанция международных сообщений, которая стала главной радиостанцией Правительства УССР. Станция работала лишь кодом азбуки Морзе. При ней определенное время функционировали мастерские. Именно там в этом же году проверялся прибор инженера О.Чейка, в котором радиоволны использовались для организации взрывов на расстоянии.
11 сентября. В Харькове смонтирована первая в Украине громкоговорящая установка. Ее испытали на вечере литераторов в саду «Будущее» (в настоящее время сад Шевченко). По договоренности с берлинскими радистами харьковчане могли слушать симфонический концерт из столицы Германии. Потом громкоговорители установили на ипподроме, а впоследствии - в помещении ВУЦВК. После установления аппаратуры усиления в следующем году началась трансляция музыкальных программ из Москвы.
1922 год
В декабре 1922 года собирались устроить своеобразный радиомост Харьков - Москва при участии Ленина. Но вождь заболел, и вместо него на радиостанции в Москве выступали Калинин и Троцкий.
1923 год
4 июля издан (опубликован 12 сентября) декрет Совета Народных Комиссаров «О радиостанциях специального назначения». Постановление предоставляло право всем государственным, профессиональным, партийным и общественным организациям сооружать и эксплуатировать приемные радиостанции. Постановление содействовало развитию в стране радиоприемной сети и положило начало радиолюбительству.
Декабрь. В Украине для получения информации в течение 1920-1923 лет было смонтировано 60 приемных радиостанций. В этой работе активное участие принимали харьковские специалисты: Чумак в Житомире, Алексеев - в Могилеве-Подольском, Лекомцев и Дорфман - в Чернигове, Москаленко - в Лубнах.
1924 год
28 июля Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О частных приемных радиостанциях», разрешающее сборку и установку приемников для «радиослушания». Постановление закрепило за гражданами страны право владения собственным радиоприемником.
В заявлении о регистрации необходимо было указать сведения о социальном происхождении, подданстве, месте работы или учебы, уровне знания радиотелеграфии, обладании иностранными языками, наличии или отсутствии репродуктора, цель установления радиоприбора. Устанавливалась также абонплата за пользование радиоприемником.
Постановление положило начало широкой радиофикации страны и массовому радиолюбительскому движению.
28 июля. В Харькове создана первая в Украине окружная государственная радиостудия.
В Харькове быстрыми темпами начали устанавливать собственную радиостанцию для широкого вещания. Глеб Петровский предложил две комнаты в центральном партийном клубе, который находился в помещении бывшего оперного театра на Рымарской улице.
Привезли туда оборудование, стали работать, и поначалу ничего не получалось с качеством звука. Поскольку микрофонов тогда еще не было, вместо них использовали телефонные трубки. Понятно, что при таких условиях о высоком качестве звука можно было и не говорить. Кроме того, во время пробных передач мешало эхо голосов. Чтобы как-то избавиться от нежелательного многоголосья, стены сначала обложили дровами. Помогло, но не очень. Потом принесли глиняные горшки (даже в настоящее время сверхсовременные студии используют этот метод, когда осуществляют запись музыкальных номеров) - тоже незначительный эффект. Позвали командира кавалерийской бригады и спросили, как разведчикам во время боевых заданий удается тихо двигаться в тылу у врага. Оказывается, чтобы конские копыта не цокали, их заворачивали в куски шерстяных попон. И вот радиотехники взяли четыре попоны, оббили ими стены студии, включили аппаратуру, и получили достаточно приличный звук...
16 ноября. Ровно в 19 часов из громкоговорителей, установленных на крышах домов в центре тогдашней украинской столицы, прозвучало: «Алло! Говорит Харьков! Всем, всем, всем! Работает первая в Украине радиотелефонная станция»! В тот осенний вечер к этим словам прислушивались сотни харьковчан... Так начиналось радиовещание в Украине.
1925 год
С января 1925 года, по предварительно напечатанной программе, трижды в неделю, начались регулярные передачи радиожурнала «Радиопламя». В дальнейшем вещание из Харькова осуществлялось утром и вечером. Местные выпуски назывались радиогазетами - рабочая, крестьянская, красноармейская или «Пионер Украины». Заканчивался каждый день «Информационным бюллетенем» в 23.30.
1 марта. В полдень Харьковское радио передало концерт Государственного украинского хора имени М.Леонтовича. В программе - украинские народные песни. Ведущий объявлял номера и давал короткие объяснения.
С тех пор ведет начало история музыкального радиовещания в Украине. Участниками первых радиоконцертов были выдающиеся деятели искусств Оксана Петрусенко и Зоя Гайдай, Мария Литвиненко-Вольгемут и Иван Паторжинский, Михаил Гришко и Петр Билыннык и многие другие.
6 июня - 19 ноября. В Москве в Политехническом музее проводилась первая Всесоюзная радиовыставка. На ней бухгалтер-радиолюбитель из Харькова Н.Божко получил первую премию за собственноручно сделанный радиоприемник.
1926 год
19 января. По Харьковскому радио прозвучала украинская опера по драме Леси Украинки. Это стало началом регулярной трансляции спектаклей из театров.
В феврале 1926 года в СССР вышло постановление «О радиостанциях частного пользования», что легализовало радиолюбителей с точки зрения получения разрешений (лицензий) на индивидуальные радиопередатчики. Первыми лицензированными советскими радиолюбителями стали Федор Лбов (01RA), Нижний Новгород, мощность до 100 Вт, длина волны ниже 120 м; Пекин (02RA), Москва, мощность 20 Вт, длина волны 60 м; Давыдов (03RA), Харьков, мощность 10 Вт, длина волны 27 м; Николай Куприянов (04RA), Ленинград, мощность до 50 Вт, длина волны 300 м. К началу следующего года в СССР было уже 13 официально лицензированных любительских радиостанций.
1927 год
В 1927 году была введена в эксплуатацию Харьковская «Радиовещательная станция 4» («РВ4»), которая работала на национальном передатчике мощностью 25 кВт. В то время она была четвертой по мощности во всем Советском Союзе. Программы этой радиостанции принимали на всей территории Украины. К концу 1927 года только в Харькове насчитывалось свыше 15 тысяч детекторных радиоприемников.
1928 год
В середине 1928 года в Харькове начало работу Всеукраинское управление по делам радиовещания.
УССР была охвачена в первую очередь радиопередачами московских радиопрограмм. Программы на украинском языке были ограничены по времени и по содержанию. В конце 1920-х гг. и вначале 1930-х гг. они состояли на свыше 70% из политического вещания (политобразование и агитация). Программа харьковской радиостанции, кроме «радиогазет» - работничьей, селянской, комсомольской, пионерской, еврейской и эсперанто – состояла из докладов, бесед, свежих новостей, уведомлений со съездов и совещаний. Художественному слову принадлежало из всех 18 часов ежедневной работы – 3-4 часа. Во второй половине 1930-х годов программы радиостанции в Харькове дополнены музыкальными передачами и литературно-драматическим радиовещанием, а также отдельными передачами для детей и молодежи. 30-40% эфирного времени выделялось для обязательной ретрансляции московских пересылок на радиосеть УССР и на передачу с Москвы последних новостей на русском языке 12 раз в сутки.
1933 год
Сентябрь. В Харькове при Республиканском радиокомитете создан хор (в настоящее время - академический хор имени Платона Майбороды Национальной радиокомпании Украины).
1934 год
24 июня. Украинское радио сообщает о переезде высших государственных и партийных учреждений УССР из Харькова в Киев, который стал столицей Украины. В тот же день на улице Владимирской состоялся военный парад и демонстрация трудящихся, которые транслировало радио.
21 августа. Из Харькова в Киев переехал Всеукраинский комитет радиофикации и радиовещания при Совнаркоме УССР.
1941 год
Конец сентября - октябрь. В это время вещание украинского радио велось из Харькова, куда еще летом прибыла часть работников республиканского радиокомитета. Здесь на технологической базе областного радио осуществлялось и вещание радиоредакции политуправления Юго-западного фронта. Нередко дикторы Н.Савицкая, Е.Круглова, А.Евенко вели ночные передачи «под аккомпанемент» вражеских бомбардировок.
Радиопередачи из Харькова имели еще одно специфическое назначение. Дело в том, что советская авиация далекого действия осуществляла ночные налеты на фашистские тылы, и радио должно было также обеспечивать ориентирование (пеленги) советским летчикам. В эфире на харьковской волне звучали условные позывные, специальная музыка. Заданием дикторов было вести эти передачи при любых условиях. Поэтому даже в момент вражеских бомбардировок они не оставляли свой пост около микрофона. Из Харькова передачи продолжались до 25 октября, до самой оккупации города. За день перед этим основная часть работников украинского радио эвакуировалась - сначала в Сталинград, а в ноябре - в Саратов, откуда и начались регулярные передачи на украинском языке.
1943 год
23 августа. Митинг в освобожденном от фашистов Харькове транслировался в городе через 6 громкоговорителей мощностью 10 вт.
24 августа. В 14 часов в помещении Харьковской филармонии был установлен кустарный 30-ватный усилитель, и заработали три громкоговорителя на помещении горсовета. В 16 часов жители Харькова впервые после освобождения услышали передачу из Москвы. В здании на площади Тевелева оборудовали временную радиоаппаратуру, которая обслуживала 16 уличных динамиков и 30 радиоточек. Потом городской радиоузел перевели в дом по улице Сумской, 29, где он и находился до начала 1972 года (далее - на улице Скрипника).
История создания Харьковской областной государственной телерадиокомпании началась с любительского телецентра, созданного радиолюбителями во главе с Владимиром Семеновичем Вовченко. В 1947 году он предложил заняться созданием телецентра. Этой идеей Вовченко вместе с другими харьковчанами проникся еще в конце 30-х годов, побывав в Московском телевизионном центре. После войны в радиоклубах сформировалась секция телевизионщиков. И в 1949 году в Харькове группой энтузиастов под руководством инженера Вовченко был построен первый в Советском Союзе любительский телецентр. Он отличался от преемников тем, что стандарт был 330 строк в кадре, а у профессионального – 625.
Не имея схем, рисунков, специальных материалов, а главное – опыта, талантливые харьковчане компенсировали все это огромным желанием и бескорыстным энтузиазмом. Пока готовился телецентр, харьковчане мастерили самодельные телевизоры. На момент первого выхода в эфир их было в городе всего несколько десятков. Чудо техники с экраном размером в почтовую открытку устанавливали в рабочих клубах для коллективного просмотра. Счастливчики, имевшие телевизоры дома, были вынуждены принимать гостей: соседи, знакомые, знакомые знакомых, как правило, по нескольку десятков человек, замирали у крошечного экрана. Кстати, дата выхода – не случайна, ведь именно 7 мая 1895 года изобретатель радио Александр Попов первым в мире осуществил сеанс связи при помощи своей беспроводной приемо-передающей системы. Именно это событие легло в основу празднования Дня радио, который впервые был отмечен 7 мая 1925 года.
Телепередачи начали выходить в эфир и пользовались большим спросом среди харьковчан. Невероятно, но факт: в 1953 году телевизоров в Харькове было больше, чем в Японии! Одновременно под студии и аппаратные переоборудовались некоторые помещения в сооруженном еще в 30-е годы комплексе Госпрома. Результат превзошел все ожидания – главный инженер московского телецентра, побывавший в харьковской любительской телестудии, признал, что достигнутая здесь четкость изображения не уступала столичной.
Упорный труд тогдашних телевизионщиков-любителей не осталась незамеченным, и 19 марта 1955 года приказом Министерства культуры Союза ССР в Харькове была создана студия телевидения.
Итак, Харьков был четвертым городом в Советском Союзе после Москвы, Ленинграда и Киева, где появился государственный телевизионный центр, и первым, где был внедрен экспериментальный образец типичного отечественного телецентра.
Позже были построены телецентры в городах Сталино (ныне Донецк), Днепропетровск (теперь Днепр), Одесса, Львов.
А уже 1 мая в эфир вышла первая телепередача - это был большой концерт ведущих харьковских артистов. И хотя телевизоров в то время в Харькове было не более трех тысяч, харьковчане с радостью встретили появление телестудии в городе.
Телевидение тогда было новым делом для всех. Поэтому его возможности начали постигать не только техники. К творческому коллективу примкнули актеры, режиссеры, газетчики, фотографы - будущие кинооператоры. И, как говорят, с ходу начали готовить первые передачи, основывали традиции, одновременно овладевая новыми на то время телевизионными профессиями.
А поскольку телевидение началось с показа фильмов, спектаклей, концертов, оно привлекло в первую очередь режиссеров, людей из театров. Первыми среди них были Владимир Воронов и Яков Резников. Их имена хорошо известны и сегодняшним телевизионщикам. Потом к ним присоединились редакторы. Именно эти специалисты и начали с литературных передач и телеспектаклей, несмотря на сложные условия: отсутствие необходимых площадок, где можно было бы разместить камеры, микрофоны и т.д. В этих ситуациях многое зависело от талантливых телеоператоров.
Впоследствии профессионализм работников харьковской студии ТВ настолько вырос, что сюда приезжали из Москвы учиться тому, как на малых площадках можно ставить телеспектакли.
Вскоре начали на студии готовить телевизионные передачи для детей. Так появилась программа «Зайчик-книгоноша». Далее вышел «Веселый поезд». Эту программу приняло Интервидение.
Постепенно коллектив рос и укреплялся. Появились технические возможности для выхода на Украинское и Центральное телевидение.
В 1956 году Харьковский телецентр получил первую передвижную телевизионную станцию «на три камеры», и в следующем году она вышла в эксплуатацию. Благодаря ПТС харьковчане приняли участие в освещении VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. А в 1962 году, используя ПТС, было подготовлено познавательные передачи о Харьков и его достопримечательности для европейского зрителя.
Творческие и технические работники с помощью ПТС вели передачи непосредственно из цехов заводов, фабрик, научно-исследовательских и проектных институтов, сельскохозяйственных объектов, транслировали выдающиеся события, спортивные игры, концерты, спектакли.
Харьковское телевидение выходили на союзный экран с «Огоньком», «КВН», на Интервидение. Появилось на нем и кинопроизводство. Автором многих фильмов был Самарий Маркович Зеликин. Среди его фильмов «Шилов и другие». Но особую популярность получил фильм «Тореадоры из Васюковкы», отмеченный призом Гран-при на всемирно фестивале детских фильмов.
Интеллектом Харьковского ТВ считалась Майя Кавалеридзе, дочь известного скульптора и кинорежиссер Иван Кавалеридзе. Это ее перу принадлежат сценарии научно-популярных фильмов о Квитки-Основьяненко, народных артистов Украины Светлану Колыванову и Теодора Попеску.
Яркий след оставил в истории Харьковского телевидения журналист Ефим Межов. Его программу «60 минут в нашем городе» ждали все харьковчане, поскольку в ней речь шла об острых проблемах того времени.
Неутомимые поиски - это основная черта тех, кто стоял в истоков Харьковского телевидения. Эта традиция продолжается каждым новым поколением, о чем свидетельствуют Многочисленные награды на Украинских и Международных фестивалях телевизионных программ.
В 2015 году Харьковская областная государственная телерадиокомпания была реорганизована в Филиал НТКУ «Харьковская региональная дирекция».
Легенда харьковского радио и телевидения Лидия Сергиенко о своей работе вспоминает с огромным трепетом. Хотя мало кому известно, что Лидия Ивановна могла и не стать диктором, ведь должна была ехать по распределению на Западную Украину.
«Попала на радио после окончания Харьковского института искусств, где училась на актрису драматического театра. Изначально я должна была ехать по распределению в Ивано-Франковск, но по личным обстоятельствам осталась в Харькове. Тут как раз проводили конкурс на радио. Я туда пришла, и из двадцати человек выбрали меня», - вспоминает Лидия Сергиенко.
По ее словам, тогда к кадрам на радио и телевидении относились с большей строгостью.
«На радио были очень сильные журналисты. Тогда и цензура была… в хорошем смысле. Внимание обращали на ударения. На приходящем редакторе и дикторе лежала большая ответственность за слово. Кроме того, большое внимание уделяли тембровой раскраске голоса. Сейчас многие лепечут непонятным голосочком. Девочка читает новости и не понятно: то ли она плачет, то ли поет… А раньше без природных данных и с дефектами не имели права брать на радио. Сейчас это как-то проходит. На телевидении плюс ко всему, естественно, нужна внешность и обаяние», - рассказала Лидия Сергиенко.
За десять лет работы на радио Лидия Ивановна стала настоящей звездой. Оно и не мудрено, тогда дикторам не давали выбирать. Приходилось читать и литературно-драматические, и промышленные, и общественно-политические передачи. Поэтому очередной конкурс, чтобы стать диктором, но уже на телевидении для Лидии Сергиенко превратился тут же в прямой эфир.
«На конкурс пришло триста человек – мужчины и женщины разных профессий. Получилось так, что я попала в эфир совершенно случайно, без подготовки. Я прочитала текст и говорю «На цьому нашу передачу закінчено, я прощаюсь з вами. На все добре». Ну, думаю, задание выполнила, а оказывается, я уже была в эфире. Так я попала на телевидение и там проработала 27 лет», - говорит Лидия Ивановна.
Примечательно, что ранее дикторам работалось не очень весело. Приходилось совмещать в себе качества и визажиста и модельера.
«Одеться было очень тяжело, мы варьировали вещи, подсматривали идеи у дикторов центрального ТВ. Позже мы писали письма с текстом: «Харьковская областная телерадиокомпания просит вас помочь дикторам одеться». В результате мы шли на фабрики одежды, а потом с таким трепетом надевали эту одну-две «выделенных» кофточки и думали «Какие же мы красивые!». От этого было радостно», - вспоминает Сергиенко.
Несмотря на хорошую школу и строгие правила, от ляпов не застрахован ни один диктор.
«Эту историю я запомнила на всю жизнь. Читала я спектакль. «Діючі особи і виконавці: цар Трапездонський і його довірена особа». А он «цар ТрапеЗОнський». Вся смена лежала на пульте, хохотали, ко мне подходили и говорили: «Как ты нас порадовала!». Коллеги восприняли это с юмором, но мне было неприятно», - улыбается Лидия Сергиенко.
На телевидении Лидии Ивановне пришлось пережить экстремальную ситуацию. Однако и в ней легенда ТВ сумела сохранить самообладание.
«Я читаю закадровый текст, а в это время в студии разлетается лампа. Огромные осколки на моей голове, горели волосы и стол, но я дочитала до конца. Это же был прямой эфир – святое! Нас в то время воспитывали, что мы в любой ситуации должны быть на высоте. И не важно - пожар или тебе плохо… Когда ты работаешь перед камерой или микрофоном, то все, что происходит вокруг – не должно тебя отвлекать, есть только ты и твой зритель или слушатель», - объясняет легенда теле- и радиоэфиров Лидия Сергиенко.