Известная харьковчанка, чью судьбу определили детские саночки
А, правда, что судьбу нашей известной землячки, актрисы Риммы Кириной определили обычные санки?
Правда.
Ничего себе!
Вот так один раз человек увидел красоту театра и влюбился в него навсегда.
О сказочном мире театра Римма Васильевна мечтала с раннего детства. В те годы их семья жила в Киеве недалеко от театра им. И. Франко. Гуляя, часто наблюдала за людьми, которые каждое утро спешили к служебному входу. Однажды зимой ее саночки, катясь с горки, остановились возле большого ярко освещенного окна, за которым в роскошных платьях перед большими зеркалами красовались изящные женщины. Девочка как завороженная долго не могла оторвать глаз от нереальной картины, увлекавшей в какой-то неведомый, фантастический мир. Затем штора задернулась, и сказочное видение исчезло, словно растаяв в детском воображении. Впоследствии каждый вечер какая-то неведомая сила влекла Римму к театру. Через много лет, когда она уже стала актрисой и приехала на гастроли в Киев, то оказалась в той самой гримерке, у окна которой когда-то остановились ее саночки. На мгновение исчез большой отрезок жизни, представилось, будто девочка прошла через стену, очутившись перед зеркалами, точь-в-точь как некогда перед ними стояли загадочные незнакомки…
Время учебы Риммы Васильевны на актерском отделении выпало на Вторую мировую войну, когда эвакуированный из Киева театральный институт объединили с Харьковским театральным училищем. Затем объединенное учебное заведение эвакуировали в Саратов, где он слился с Московским институтом театрального искусства, образовав украинский курс. Но к тому времени Римма Васильевна уже выходила в массовых сценах, пела и танцевала в спектаклях «шевченковцев», поэтому с частью труппы эвакуировалась в заволжский городок Маркс. В 1942-м была официально зачислена в творческий состав легендарного театра, дебютировав в небольшой роли Мотри из спектакля «Шельменко-денщик».
Роковые сороковые годы стали не только тяжелым испытанием в жизни актрисы, но и очень плодотворным десятилетием в творчестве. Помимо большого числа ролей в спектаклях современных авторов она сыграла характерную роль приживалки в «Грозе» А. Островского, Христю в «Дай сердцу волю…» М. Кропивницкого, Таисию в «Егоре Булычеве» М. Горького, Софию в «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — в общей сложности более двадцати разноплановых ролей.
В начале 1950-х режиссер Бенедикт Норд впервые на сцене украинского театра осуществил постановку шекспировского «Гамлета». Роль Офелии репетирует Людмила Попова, но рядом с ней всегда находится мечтавшая сыграть этот образ Римма Кирина. К сожалению, ей так и не удалось этого сделать, но история сохранила фотографии, на которых Римма Васильевна позирует в одеянии шекспировской героини скульптору Ивану Воропаю.
Диапазон амплуа Риммы Кириной был столь широк, что позволял режиссерам использовать ее дарование в огромном перечне как характерных, героических, так и травестийных ролей.
С легкой руки режиссера В. Оглоблина Римма Кирина в возрасте 37 лет начала играть мальчиков: в спектакле «Перед грозой», в сказке «Одолень-трава» и наконец роль Стасика в спектакле по пьесе А. Школьника «Стасик-следопыт».
Вспоминая ее, Римма Васильевна смеялась: «Мой герой-мальчик ловил шпиона. Действие происходило в Карпатах, на границе. Я шпиона останавливал, отвлекал всевозможными небылицами, развлекал, а он мне верил и не верил, наконец, бил револьвером по голове...».
В молодости она снималась в телефильмах. И вот неожиданно для нее в 2001 году ее пригласила сыграть главную роль в своей дипломной работе - телефильме «Евдокия» - харьковчанка Оксана Стежко. В нем показана Слобожанщина - ее природа, пейзажи, а персонажи были в украинских костюмах.
«Есть встречи, которые переворачивают жизнь. Для меня таким стало знакомство с Риммой Васильевной Кирин, - говорила Оксана Стежко. - Работа была нелегкой, но в ответ на все наши предложения прерваться, отдохнуть, она всегда улыбалась и отвечала: «Нет, я готова работать!».
В этом же году в театре им. Шевченко специально для Риммы Кириной и ее мужа Владимира Шестопалова поставили «Старосветскую любовь» по гоголевским "Старосветским помещикам". Коллеги после премьеры говорили ей: «Вы вынесли на сцену свою любовь ...».
«Мы на сцене жили так, как в жизни, была у нас одна любовь на всю жизнь. "Старосветская любовь" - это была последнее представление, которое играл Шестопалов, он так сыграл его, что после представления ему сказали "вы играли сегодня хорошо", а он ответил "А второе представление сыграем еще лучше", но второнр представления уже не было, потому что его уже не было, - говорит заслуженная артистка Украины. - Когда мы влюбились друг в друга, мне говорили люди "Римма, на что он тебе, он тебя бросит, пробудет с тобой максимум год (на 18 лет он был младше меня). А я тогда сказала "год, но мой", и пробыла с ним 40 лет. Я хочу вам сказать, не в возрасте дело, дело в сердце. Я была счастлива, потому что рядом со мной был такой светлый человек».
За семь десятилетий Римма Васильевна сыграла почти две сотни ролей. По ее воспоминаниям можно сложить подлинную историю театра, украшенную именами выдающихся режиссеров: Марьяна Крушельницкого, Леонтия Дубовика, Владимира Оглоблина, Бенедикта Норда, Владимира Крайниченко, Анатолия Литко, Владимира Петрова и Александра Беляцкого.
Несмотря на все усилия дочери – Натальи Орловой – перевезти мать в Санкт-Петербург, Римма Васильевна постоянно отказывалась. Она была сильно привязана к своему дому, ее не отпускала память о муже, об их совместной жизни – в этом доме о нем напоминала каждая домашняя мелочь. А театр! Она работала там всю свою жизнь, там ее друзья, которые не забывали, помогали в бытовых делах и всячески поддерживали.
Умерла Римма Кирина 12 апреля 2014 году в возрасте 94 лет в Харькове.