Из истории харьковского телефона
Папа, а что это такое?
Это телефонный аппарат.
Он какой-то странный и на нем так много разных кнопочек. Совершенно не похож на тот, которым пользуемся мы.
Ты бы его еще с мобильным телефоном сравнил.
Макар, а давай я тебе о нем расскажу. После бабушкиных историй о том, как она работала телефонисткой, а тоже хотела пойти по ее стопам.
Сегодня мы не представляем свою жизнь без телефона. А ведь чуть больше ста лет назад воспользоваться им могли далеко не все
«Мистер Ватсон, подойдите сюда, пожалуйста, вы мне нужны», — с этих обыденных слов началась целая эпоха. 10 марта 1876 года инженер-изобретатель Александр Грэхем Белл обратился при помощи своей чудо-машины к находившемуся в 12 метрах от него ассистенту и запустил маховик телекоммуникаций.
Поначалу изобретение Белла сочли не прорывом за границы возможного, а безделушкой, годной лишь для развлечений либо для использования слабослышащими. Но в перспективы коробочки с мембраной и магнитом уверовали помимо изобретателя те самые мистер Ватсон и мистер Хаббард. Втроем в 1876 году они и основали собственное дело, впоследствии получившее название «Телефонная компания Белла».
Просвещенные граждане Российской империи с конца 70-х годов XIX века обращались к правительству с предложениями организовать такие коммуникации в крупнейших городах империи. Тем более что частным образом телефоны уже работали в стране, соединяя дома и конторы видных промышленников и резиденции монарших особ.
Как сообщается в справочнике
«Харьковский календарь на 1915 год», «первые телефонные сети были у нас устроены в 1882 году компанией Белла, имевшей привилегии на 20 лет. Затем устроенные ею телефонные сети перешли в казну. С этого же времени началось и более оживленное устройство и эксплуатация телефонных сетей. В настоящее время правительственные сети действуют в 92 городах (кроме столиц, Варшавы, Одессы, Риги и Лодзи). Междугородных телефонных сообщений пока существует только 11, из них четыре между Петроградом и другими городами. Абонементная плата за пользование телефоном в разных городах различна. В Москве абонементная плата за пользование телефонным сообщением значительно выше — 71 рубль (в Петрограде 55 рублей). В Харькове — 75 рублей».
Алло, возьмите трубку!
Вплоть до введения в эксплуатацию автоматических телефонных станций в 1930 году, на первых телефонных станциях соединение абонентов осуществлялось вручную.
Несколько телефонисток, снабженных так называемой гарнитурой (комплект из наушников и микрофона), днем и ночью осуществляли сотни ручных соединений. В 1910 году на каждую из них приходилось от 160 до 170 вызовов в час.
Поскольку должность телефонистки считалась в те времена достаточно престижной, правила отбора были крайне жесткими. На службу принимали только девушек (причем без права выходить замуж) высокого роста и с размахом рук не менее 154 см — чтобы дотягиваться до соединительных гнезд. Они также должны были иметь хорошую память (чтобы запоминать имена абонентов, их должности и титулы) и знать иностранные языки. Главными же требованиями, предъявляемыми к ним, были: ни при каких обстоятельствах не покидать своего рабочего места, не грубить клиентам и не выказывать собственной беспомощности перед лавиной звонков. Выходной полагался только раз в месяц. Но несмотря на все меры предосторожности, сбои и ошибки в работе старательных телефонисток все равно случались, так как на станциях стоял невообразимый шум и сосредоточиться просто не было возможности.
Первые телефонные станции
Первая харьковская телефонная станция на 100 номеров была смонтирована в здании на Вознесенской площади (ныне — площадь Фейербаха). 25 октября 1888 года станцию ввели в эксплуатацию. Это здание стало центром телефонизации Харькова: от него во все концы города тянулись восемь магистральных линий, которые соединяли 100 телефонных аппаратов. На соединение между абонентами уходило не менее 40 секунд.
Плата за телефон составляла огромную для тех времен сумму — 150 рублей в год. И это при условии, что расстояние от Центральной станции к абоненту не превышало трех верст (в противном случае за каждую версту начислялось еще 25 рублей). Для сравнения: в то время за 30 рублей можно было купить корову. Однако несмотря на высокую стоимость, уже тогда спрос харьковчан на услуги телефонной связи был довольно высок.
Харьковская телефонная станция стала второй (после киевской) принадлежавшей государству. Частные телефонные станции к тому времени с успехом работали в Санкт- Петербурге, Москве, Варшаве, Одессе, Риге, Лодзи, Нижнем Новгороде.
Этапы развития телефонной сети
В Харькове знаковым для развития в этой сфере стал 1913 год: на ее реорганизацию было выделено 800 тысяч рублей. Это позволило начать строительство нового трехэтажного здания телефонной станции на Бурсацком спуске и организовать прокладку воздушной телефонной линии по левой стороне улицы Сумской.
В 1917 году городская сеть насчитывала уже 4200 абонентов. Следующая станция, рассчитанная уже на 25 тысяч номеров, была открыта в 1923 году в здании на углу улицы Кузнечной и Троицкого переулка (открытие новой телефонной станции пришлось отложить из-за гражданской войны). Это была первая в городе полуавтоматическая станция. Первую ее очередь ввели в эксплуатацию 8 ноября 1924 года, благодаря этому полуавтоматической связью могли пользоваться 100 абонентов. Полное переключение на «полуавтоматику» всех 6520 номеров, которые были к тому времени, завершилось весной 1925 года.
К сожалению, из-за долгого строительства прежние расчеты уже никуда не годились: к моменту ввода в эксплуатацию станция не могла полностью обеспечить потребности мегаполиса и к 1931 году на 105 харьковчан приходился только один телефон (для сравнения: в Москве на 100 человек приходилось 3,7 аппарата уже в 1916 году).
В 1930 году коллегия Народного комиссариата почт и телеграфов решила, что столице Украинской республики нужны две автоматические станции: нагорная и центральная.
Здание центральной станции (угол улиц Иванова и Мироносицкой) построили по проекту архитекторов М. Ф. Подгорного и П. И. Фролова еще в 1929 году. Но для монтажа автоматического оборудования требовался специальный проект. Стройку объявили ударной, и первая в Украине АТС была готова к сдаче уже в июле 1931 года. К этому времени более 250 связистов прошли специальную подготовку, а харьковчане учились пользоваться автоматической связью: для этого в кинотеатрах Первой столицы более 400 раз показали специально созданный фильм «Учись пользоваться автоматическим телефоном», кроме того, по городу развесили множество плакатов с правилами пользования этим видом связи.
5 июля 1933 года состоялась уникальная техническая операция перевода на автоматическую связь уже работающих телефонов. Как написала об этом событии газета «Коммунист», «...Полное переключение на автоматический телефон сразу всех абонентов города произведено впервые в Европе. Только столица Австрии Вена имела к этому времени автоматическую связь».
К началу Великой Отечественной войны телефонную связь между 22 тысячами харьковских абонентов обеспечивали пять АТС. С началом войны АТС, которая находилась на улице Иванова, была эвакуирована полностью, а вот другие — лишь частично. Оборудование и кабельные сооружения, которые остались, перед приходом фашистов были разрушены.
От АТС до цифровой связи
Восстановление телефонной сети началось буквально на второй день после освобождения Первой столицы: 25 августа 1943 года в Нагорной АТС заработал первый коммутатор на 100 номеров, через пять дней — на 300. 1 мая 1944 года харьковчан начала обслуживать новая АТС емкостью в четыре тысячи номеров, а 5 ноября — и третья секция харьковской АТС емкостью 2000 номеров. Это были первые автоматические телефонные станции, заработавшие в Украине после освобождения.
Новая эра в развитии фиксированной связи пришла в Харьков с развитием цифровых систем передач. Первый в Харькове оптический кабель был проложен в 1988 году на участке между АТС 33, АТС 34 и АТС 66.
В 1980–1986 годах телефонная сеть города Харькова увеличилась на 47 тыс. номеров, а общая емкость ХГТМ превысила 240 тысяч.
23 августа 1991 года была введена в действие первая в городе электронная АТС-11 емкостью 10 тысяч номеров. А в 2004 году началась массовая «цифровизация» харьковской сети.
На сегодня в Первой столице эксплуатируются 85 АТС общей емкостью более 430 тысяч номеров.