Володькина тысяча

3970

Антипопулистская кампания, призванная утвердить в массовом сознании образ правильного политика, как ретранслятора максимально суровых реалий бытия, выдаваемых за норму жизни, дала существенный крен.

 

Не далее как вчера Премьер-министр Владимир Гройсман совершенно непрогнозируемо поднял вопрос о перспективах стремительного роста средней заработной платы в Украине до 1000 евро. (Оценить широту размаха позволяют данные о существующем уровне средней зэ-пэ – около 170 евро).

Возможные предположения, что подобный показатель получен в результате изучения потолочной части рабочего помещения, по версии премьера, нейтрализуются опытом соседних Польши и Словакии, где вроде бы все как у нас, а уровень жизни народонаселения намного выше.

Презентуя программу действия Кабмина премьер заявил: «Если мы возьмем наших европейских партнеров, мы увидим, что средняя заработная плата в этих странах, например, в Польше или Словакии, равна примерно 1000 евро, когда в Украине это порядка 150-170 евро. Мы, понимая, что, в принципе, имея колоссальный потенциал, природные ресурсы, при грамотном, качественном управлении Украина может достичь этих показателей, и это будет означать, что мы можем стать конкурентными, а люди начнут получать возможности для качественной жизни».

Очевидно, влияние дедушки польских реформ Лешека Бальцеровича и отца словацкого экономического чуда Ивана Миклоша, возглавивших группу экспертов при Кабмине, сказалось на процессе создания образа нового премьера, как специалиста, оперирующего круглыми числами – сотня и тысяча.

Первый опыт с числом 100 оказался неудачным, и термин «черная сотня» применительно к органу по борьбе с контрабандой вряд ли закрепится в политическом и профессиональном обиходе. Данное понятие уже застолбили за собой участники совершенно иного движения. (Для справки: черная сотня или черносотенцы – название представителей крайне правых организаций в Российской империи в начале ХХ века, выступавших под лозунгами великодержавного шовинизма и антисемитизма). И не исключено, что руководству МОНа во избежание появления зондеркоманд в сфере оптимизации коммунальных платежей, «троек» в Минюсте и опричнины в силовых структурах следовало бы ввести в Кабмине исторический ликбез в рамках реформы послевузовского образования.

Хромая коалиция и «правительство нелузеров»

Использование числа «тысяча», как показывает отечественная политическая практика, тоже не сулит ничего хорошего. Все, кто пытался испытать его магические свойства, рано или поздно оказывались не у дел или теряли значительную часть политического рейтинга.

Одной из первых к образу тысячи обратилась Юлия Тимошенко во время второго пришествия на Грушевского в качестве главы Кабмина. Денежная компенсация вкладчикам Сбербанка СССР прочно вошла в историю социального стимулирования электоральных масс под названием «Юлькина тысяча», которая после смены персоналий во властных кабинетах в 2010 году на непродолжительное время трансформировалась в «Витькину тысячу» (некоторый элемент фамильярности следует отнести на проявление народом практически родственных чувств к дуэту благотворителей). В результате претендовавшая на пост главнокомандующего Юлия Владимировна руководит самой маленькой фракцией в Раде восьмого созыва, а лишенный звания президента Янукович и вовсе отправился в эмиграцию.

Использовать магическое число в политической риторике попыталась Наталья Королевская, направившаяся в Раду образца 2012 года под лозунгом «Зарплата 1000 евро: для Украины – это реально». Но поход за депутатским мандатом оказался неудачным.

Обещание военнослужащим денежного довольствия в размере одной тысячи гривен в день не помешало Петру Порошенко победить на президентских выборах. Но менее чем за два года его персональный рейтинг упал с 55% до 10%.

Ну и наконец, загадочное слово «тысяча» рискнул произнести действующий премьер. Его стремление компенсировать потрясающий воображение обывателя рост коммунальных тарифов рассказами о более-менее радужных зарплатных перспективах вполне объяснимо. Но незнание политической истории и игнорирование магии чисел может и на этот раз сыграть недобрую шутку. Так что если правительственно-парламентский блок накроет очередной кризис, виновата будет она – «Володькина тысяча».

Дмитрий Михайлов