Станет ли пятая сессия последней
Начало нового, третьего по счету постреволюционного политического сезона, несмотря на перетекание различных кризисов из острой формы в хроническую, сопряжено для представителей всех разновидностей властей и оппозиций с не меньшими рисками, нежели год-два назад.
Наработка нового репертуара идет фантастически тяжело, а стремительная утрата интереса почтеннейшей публики к старому чревато не только рейтинговыми потерями, но и распространением социальной апатии, способной довести до ручки любой режим не менее успешно, нежели демонстративные проявления народного негодования. Утвердившись в понимании, что рассказы о запуске антикоррупционных механизмов, экономическом росте, притоке инвестиций и прочих «безвизах» в ближайшие годы не выйдут за рамки добрых пожеланий, широкие слои народных масс при современной дороговизне хлебобулочных изделий согласны хотя бы на относительно дешевые зрелища.
Парламентские выборы 2014-го, местные 2015-го и состязания по перетягиванию премьерского кресла в 2016-м очерчивали максимально четкие контуры насущных на тот момент политических задач. Отсутствие достаточно громких вызовов погружает персонажей современной политической драмы в состояние крайней неопределенности, размывающее представление о том, куда бежать и за что хвататься. И пока нет особых основания предполагать, что грядущая сессия может стать такой же насыщенной и, не побоимся этого слова, смотрибельной как предыдущая. Ведь тогда и, казалось бы, неистребимого «премьера-камикадзе» спровадили на заслуженный отдых, и коалицию худо-бедно слепили из подручных средств, и под нужных людей закон о прокуратуре заточили, и 284 села переименовали, и то ли Героя Украины, то ли «троянского коня» Надежду Савченко встретили, и запустили навозящий ужас на кнопкодавов и любителей поэсэмэсить на отвлеченные темы дрон.
Некоторую интрижку в новом сезоне могли бы заронить попытки смещения Арсена Авакова с должности министра внутренних дел, что максимально приблизит пропрезидентский блок к окончательному решению вопроса портфельного передела в свою пользу. (Во всяком случае, второй возможности нанизать министерство внутренних дел на вертикаль власти в ближайшее время не предвидится). Но тихий откат информационной волны, вызванной скандальным убийством полисменами жителя Кривого Озера, указывает скорее на то, что зарегистрированное нардепом Каплиным постановление об увольнении действующего министра так и останется актом индивидуального протеста против полицейского произвола. Идея «кадровой революции» в отдельно взятом ведомстве может зачахнуть на комитетском уровне. Или же спикер, апеллируя исключительно к регламенту, не вынесет постановление в сессионный зал в виду его несвоевременности, неактуальности и несоответствия «украинскому сценарию». Проект подобного нормативного акта, поданный аж 18-ю нардепами в мае 2015-го, бесследно утонул в парламентском документопотоке. Даже выступление министра в законодательном собрании по поводу кривоозерских событий под максимально большим вопросом, как минимум, по трем причинам. Отсутствие широкой практики выступлений на государственном языке может стать могучей преградой на пути министра к парламентской трибуне. Это, во-первых. Отчет министра перед Радой может вызвать желание у отдельных комментаторов провести параллели с подобным актом в исполнении «папередника» Виталия Захарченко по врадиевскому делу, хотя советники ныне действующего главы МВД популярно доказали бессмысленность аналогий, ибо случай трехлетней давности был системным явлением, а в эпизоде давности трехнедельной четко прослеживается «эксцесс исполнителя». И это, во-вторых. Ну, и не разговаривать надо, а работать – это, в-третьих.
Среди наиболее любопытных ожиданий эффективной работы парламента со стороны премьера Владимира Гройсмана могут стать попытки профильных министерств провести законы об упрощении процедуры изъятия органов для трансплантации, введение 12-летнего школьного образования. Также будут пытаться расширить список объектов для приватизации, ибо реформы нужны хоть какие-нибудь, а денег желательно получить хоть сколько-нибудь. Первые две позиции могут быть отложены на потом, что даст прекрасную возможность профильным специалистам для перевода стрелок в сторону законодателей по поводу отсутствия преобразовательной активности. А вот пожелания включить в число подлежащих разгосударствлению предприятий харьковские промгиганты «Электротяжмаш» и «Турбатом» довольно четко указывает на стремление Кабмина продать хоть что-нибудь и во что бы то ни стало.
Грандиозный скандал, которым завершилась попытка приступить к реализации политической части Минских соглашений год назад, практически полностью исключает возможность возврата к рассмотрению предусмотренных договоренностями законов и на пятой сессии. А нащупанная методом проб и ошибок формула «сначала безопасность, потом политический процесс» вообще превращает кризисную ситуацию в консервы максимально длительного хранения. Даже президент Порошенко, обычно феноменально щедрый на авансы, пару-тройку раз в начале года высказавший предположение о возврате контроля над отдельными районами Донецкой и Луганской областей до конца 2016-го, более не возвращался к теме конкретных сроков.
Достаточно хрупкое состояние и коалиции, и сформированного ею правительства оставляет кое-какие надежды оппозиционным фракциям на роспуск Рады и назначение досрочных выборов. На такое направление основных усилий парламентского меньшинства весьма прозрачно намекают результаты появившихся в аккурат к открытию сезона социологических исследований.
По данным группы «Рейтинг», показавшая самый скромный результат из вошедших в Раду по спискам партия «Батькивщина» стремительно обрастает электоральными симпатиями, и если бы избирательные участки открылись в ближайшее воскресенье могла бы претендовать на 18,3% голосов. Электоральный урожай «Оппоблока» мог бы составить 12,6%, «Самопомощи» и РПОЛа – по 11%.
БПП продолжает стремительно терять доверие избирателей без шансов на изменение динамики (9,1% против 21,8% в 2014-м). А коллеги по коалиции из НФ настолько прочно оккупировали рейтинговое дно, что даже не упоминаются в роли претендентов на депутатские мандаты.
Не менее неприятным для пропрезидентской команды является и проседание личного рейтинга Петра Порошенко, который в списке гипотетических претендентов на пост главы государства скатился на третье место. За него готовы проголосовать лишь 10,7% избирателей, в то время как за Юлию Тимошенко 17,%, а за лидера «Оппоблока» Юрия Бойко – 11,5%. Иными словами, оппозиционер к досрочным выборам готов, как пионер к сбору металлолома. Задача пионервожатых – направить зашкаливающий энтузиазм в конструктивное русло, чтобы мероприятие состоялось не когда кому вздумается, а в строгом соответствии с ранее утвержденными планами.
Намеченное на начало отопительного сезона обострение выяснения отношений между парламентскими «большевиками» и «меньшевиками» потребует от стремящегося не вылететь из кресел провластного коллектива определенных усилий. Как минимум изменения риторики, поскольку полюбившиеся премьеру рассказы о тотальной борьбе с популистами уже давно перекочевали из рубрики «Горячие новости» в раздел «Бородатый анекдот». Даже легенда стендапа попугай Иннокентий с такими хитами как «А вы бывали на Таити?» и «Старшина Полищук на мацацыкле» сумел продержаться лишь до первых холодов. Ибо как утверждают знатоки, вечно можно слушать только симфонии Моцарта, шум океанических волн из окон третьего этажа собственного «бунгало» и соседский перфоратор. Во всех остальных случаях смена репертуара является вопросом сценической жизни и смерти для исполнителей.
В общем и целом, если не произойдет чего-нибудь эдакого, вроде многократно анонсированного извержения Йеллоустонского вулкана, задача пройти дистанцию пятой сессии с 6 сентября 2016-го по 27 января 2017-го без эксцессов – вполне достижима. И максимально важен отнюдь не чемпионский результат (например, в виде реализации каких-нибудь нормальных реформ), а прохождение бегового отрезка от начала до конца, не уронив эстафетной палочки. И именно на этом моменте парламентскому большинству придется сконцентрировать значительную долю усилий. Ведь Верховная Рада – это же отнюдь не женская сборная США по спринтерской эстафете. Перепробежать заново вряд ли получится.