Президент против пропаганды. В копилку медиаграмотности

2700

В последние годы понятия «пропаганда» и «пропагандист» в стране стали практически ругательными. Причем настолько, что в высшем руководстве страны стали на путь искоренения пропаганды как явления.

В ближайшее время в Украине начнет работу Центр противодействия дезинформации, который в будущем должен стать международным хабом противодействия дезинформации и пропаганды во всем мире. Об этом президент Владимир Зеленский заявил на очередном заседании Всеукраинского форума «Украина 30» в разделе «Культура, медиа, туризм».

Сразу же попытаемся предупредить все попытки проведения параллелей с литературными Нью-Васюками, так как знатоки литературы помнят, что в популярном романе речь шла о международном шахматном турнире. Тем более, что в продвижении данной идеи главный персонаж также использовал элементы дезинформации и пропаганды, а в современном случае речь идет как раз о противодействии оным.

В связи с заявлениями главы государства у потребителей информационного продукта возникает целый ряд вопросов, которые обобщенно можно сформулировать примерно следующим образом: «Как отделить зерна от плевел?»

А это, по заявлению самого же главы государства, не так-то и просто, потому что «дезинформация маскируется и выглядит достоверной, скрывается в деталях, играет на эмоциях и нежелании анализировать».

Выступающий даже назвал несколько примеров дезинформации. Далее цитата:

«Не менее опасным является то, что информационно нашу страну атакуют не только извне, но и изнутри. Когда «большие патриоты» врут гражданам о Новых Санжарах, о том, что защитникам на фронте запрещено стрелять, о тарелках с борщом, или же когда называют вакцину словом, на самом деле характеризующим всю суть их поступков. Ведь в погоне за собственной популярностью они готовы поставить под удар безопасность, жизнь, здоровье украинцев».

Ранее считалось, что лучшим способом противодействия дезинформации является достоверная информация или хотя бы официальная. Возможно, уполномоченным органам следовало разъяснить, как трактовать события в Новых Санжарах и, собственно, почему (так как заявления без аргументационной части могут быть не восприняты потребителями информационного продукта как достоверные), разрешено ли защитникам на фронте стрелять, что считать «тарелками с борщом», и каков конкретный состав, эффективность и стоимость вакцины.

Вирус ненависти. Как встречали украинцев из Уханя

Кто и каким образом будет определять, чем является информационный продукт – пропагандой или непропагандой?

В классике пропагандой считается любое открытое распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений с целью формирования общественного мнения или иных целей, преследуемых пропагандистами.

При этом некоторые теоретики утверждают, что не следует путать пропаганду с понятием манипуляция массовым сознанием (хотя, это, очевидно, не единственный взгляд; в иных понятийных системах, возможно, применяется именно знак равенства).

Устойчивыми понятиями стали «пропаганда здорового образа жизни», «пропаганда семейных ценностей» и так далее. Но очевидно, глава государстве вел речь о чем-то ином. О чем конкретно, помимо нескольких приведенных выше примеров, не совсем ясно или же совсем не ясно.

В информационный обиход может быть введен термин «искусственно созданные так называемые лидеры мнения», как прозвучавший в докладе главы государства. Он также нуждается в детальных разъяснениях. По каким именно критериям так называемых лидеров считать искусственными, а по каким – полученными естественным путем?

Стоит ли институт «лидеров мнения» отменить на законодательном уровне или же формализировать как институт журналистики выдачей специальных удостоверений.

Не исключено, что без четкой нормативной регламентации может возникнуть колоссальная путаница, в которой определение, кто is who, будет отдано на откуп группе носителей частных субъективных суждений.

Впрочем, стоит отметить, что между декларированием планов и их реализацией иногда размещаются достаточно длительные отрезки времени. Высказанная главой государства на вышеуказанном форуме идея принципиально не нова.

В сентябре 2020 года глава государства с аналогичной идеей выступал на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Международную штаб-квартиру по противодействию распространению дезинформации он призвал создать под эгидой ООН. Однако мировое сообщество не проявило максимальной активности в воплощении в жизнь данного предложения. А отсутствие же международного статуса может несколько снизить значимость проекта как на международной арене, так и на внутреннем информационном рыке.

Екатерина Павловская