Минск-два: отложенная партия
Одним из основных результатов последней встречи «нормандской четверки» на уровне министров иностранных дел стало расширение терминологии восточноукраинского кризиса понятием «минский тупик».
Отсутствие прогресса в реализации основного пункта политического урегулирования конфликта – организации и проведения выборов на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей – в очередной раз продемонстрировало неготовность договаривающихся сторон к достижению компромисса и неспособность посредников оказывать влияние на ход выполнения ранее достигнутых соглашений. Максимум на что хватило политического веса главы МИДа ФРГ Штайнмайера и его французского коллеги Эро – это выражение глубокого неудовлетворения результатами встречи. Заявления Эро о согласии министров иностранных дел «нормандской четверки», что выборы на востоке Украины следует провести в первом полугодии 2016 года, изрядно диссонировали с предложениями Павла Климкина не настаивать на конкретных сроках.
Достаточно популярная внутри страны формула «Сначала граница - затем выборы» в виду своего полного несоответствия букве Минска-2 была тактически грамотно заменена украинскими дипломатами на новый лозунг: «Сначала безопасность – потом выборы». По формуле Климкина, безопасность должна быть комплексной, что предполагает не только прекращение огня, но и «отведение всего оружия, что там есть». Однако уровень недоверия между противоборствующими сторонами практически исключает вероятность полной демилитаризации зоны конфликта, что делает достижение требуемого официальным Киевом уровня безопасности практически невозможным в обозримой перспективе и отодвигает выборы на неподконтрольных территориях на неопределенный срок. В данном контексте неоднократные анонсирования Президентом Порошенко восстановления суверенитета Украины на Донбассе уже в 2016 году выглядят легкой пробежкой впереди паровоза. Во всяком случае, вероятность того, что это произойдет в рамках минского процесса, неукоснительное следование которому регулярно декларируется главой государства, снижается в разы.
Резкое несоответствие между реальной картиной мира и ее восприятием участниками переговорного процесса загоняет последних в глухой угол противоречия, сформулированного персонажем одной очень известной кавказской истории: «Имею желание купить дом, но не имею возможности; имею возможность купить козу, но не имею желания».
Добиться в рамках минского процесса полного удаления с территории отдельных районов всех вооруженных формирований представители официального Киева не имеют возможности. А заполучить результаты, предусмотренные примечаниями к одиннадцатому пункту соглашений в виде «народной милиции» и назначения прокуроров по согласованию с местной властью, не имеют желания. К тому же реализация договоренностей может привести к отмене европейских санкций, с которыми значительная часть участников внутриукраинской политической дискуссии связывает главные надежды на скорое и непременное крушение Российской Федерации. Поэтому, когда глава парламентской фракции БПП Юрий Луценко заявляет, что Минские соглашения следует воспринимать как передышку для накопления сил, он не далек от описания истинного положения вещей.
Возрастающая вероятность отказа от реализации политической части Минских соглашений или переноса данного процесса, как минимум на год, позволяет обратиться к иным вариантам развития событий.
По данным социсследований, проведенных Институтом Горшенина накануне встречи «нормандской четверки», 34,1% опрошенных, отвечая на вопрос «какой вариант решения ситуации на востоке Украины вы поддерживаете?», выбрали наступление украинских войск для восстановления контроля над всей территорией Украины. Возможно, уверенность в скорой и неотвратимой победе вселили многочисленные заявления политиков всех уровней и экспертов всех направлений о создании самой сильной армии в Европе. А скандальные происшествия, подобные демаршу 53-й бригады, воспринимаются как редкие исключения, подтверждающие общее правило. Но для реализации наступательного плана надо, как минимум, определить круг персоналий, готовых взять на себя ответственность за возможный провал мероприятия, что на данном историческом этапе представляется задачей абсолютно неразрешимой.
Отделение неконтролируемых территорий, поддержанное 9,2% участников опроса, хоть и предусмотрено 73-й статьей Конституции (исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины), представляется еще более сомнительным даже на стадии моделирования ситуации. Как показали рассекреченные стенограммы «крымского» заседания СНБО от 28 февраля 2014 года, чрезмерное увлечение толстовством на современном этапе относится к политическим залетам, не имеющим срока давности.
В рамках реализации концепции «история повторяется дважды» представители современной украинской дипломатии максимально близко подошли к реализации принципа «ни мира, ни войны», который товарищ Троцкий пытался применить в ходе переговоров с германским командованием в боевом 1918-м. «Демон революции» тоже полагал, что время работает на него, поскольку восстание пролетариата Германии – не за горами. Крайне популярным в среде политически активных масс довеском к тактике «авось все само пройдет» является полное прекращение экономических связей и транспортного сообщения с неподконтрольными территориями, что может привести к стабилизации фактически сложившегося положения на срок от нескольких лет до нескольких десятилетий.
Квалифицированное балансирование на грани войны и мира даст возможность правящим элитам, как минимум, до президентских выборов поддерживать основную часть население в состоянии социального анабиоза, когда любая протестная активность может быть квалифицирована как организованная агрессором провокация.
Демонстрируемый на данном этапе настрой договаривающихся сторон указывает на то, что до конца нынешнего года, основное внимание всех форматов «нормандской четверки» и контактных групп, будет сконцентрировано вокруг начальных пунктов соглашений, связанных с прекращением огня, отводом вооружений и обменом заложниками. А уже опробованная практика никогда не откладывать на завтра то, что можно сделать послезавтра, с большим успехом позволит перенести вопрос политического урегулирования до лучших времен.