Куда уходит рейтинг

3324

Если театр начинается с вешалки, то выборы начинаются с социологических исследований. Это наиболее верный способ (помимо «гречки», естественно) втолковать той электоральной единице, которая имеет представление о партийных программах на уровне «многа букафф», кто на данный момент в обойме: кто заказывает ужин, кто танцует девушек, а кто подбирает бычки на политической паперти.

Обнародованные на днях данные исследований Киевского международного института социологии и института Горшенина накануне выстрела стартового пистолета оказались для многих весьма неутешительными. Подойти к началу избирательной кампании с рейтингом в полтора процента – это все равно что выехать на старт «Формулы-1» на маршрутке. Картинка в новостях хорошая, но реальный электоральный прирост – плюс пара десятков голосов за счет легко поддающегося обаянию прямой телевизионной рекламы телезрителя. Да и тот ныне представляет практически вымирающий вид, занесенный в «красную книгу политического пиара».

Опыт последних двух лет показал, что вариантов слить политический рейтинг в Украине не меньше, чем относительно честных способов отъема денег в арсенале сына турецкоподданного.

Наиболее показательным является перемещение в пул политбанкротов Тягнибока, Яценюка, Кличко и, соответственно, возглавляемые ими политические коллективы.

Мнение среднестатистического украинца о фронтменах майдана таково, что, даже сжавшись по системе Маяковского в один могучий кулак, преодолеть проходной барьер для них будет достаточно проблематично. «Блок» - дадим ему рабочее название «УДАРим Народным фронтом за Свободу» (красиво и пафосно) - по электоральным сусекам наскребает 4,8%. А надо 7.

Лапша или гречка. На что клюет электорат

Захлопнувшиеся перед самым носом «Свободы» двери Верховной Рады многие эксперты трактовали как банальный кидок со стороны компаньонов в стиле лихих 90-х. Однако вместо того чтобы усиленно молотить политические баллы в условиях благоприятной для себя политической конъюнктуры, бывшие парламентские националисты (или националистические парламентарии) фактически отдали свои традиционные электоральные лужайки другими близкими по идеологии партиям.

Виталий Кличко, еще полтора года назад рассматривавшийся (на полном серьезе) в качестве основного соперника Януковича на президентских выборах (если вдруг по какой-то причине они бы взяли да и состоялись в «ближайшее воскресенье»), так и не смог перековать поддержку фанатов украинского бокса в устойчивые электоральные симпатии. Рейтинг был благополучно слит в предвыборных закулисах в славном 2014-м. Ситуация для боксера-чемпиона выглядела достаточно необычно: «Виталя, ты – молодец, прекрасно отстоял десять раундов. Но выглядишь усталым, поэтому чемпионский пояс вместо тебя выйдет получать Петя». И главный ударовец оказался среди тех, которые «не все сегодня в завтрашний день могут смотреть, потому что мало кто может это делать». А на посту столичного градоначальника Кличко сумел отметиться только чередой сюрреалистических афоризмов, за что ему от падких до того, кто где чего сказал «акул пера» большое человеческое спасибо.

Действующий премьер благородно и с некоторой долей надрыва расфигачил свой рейтинг, а равно и своей партии (горит сарай, гори и хата), о борт корабля экономических реформ: мол-де, плыви, посудина, чтоб семь футов под килем и семь лярдов в оффшоре. Однако исполнение чужих основательно заезженных хитов «все испортили папередники» и «заграница нам поможет» (а если не поможет, то мы ее будет обзывать такими нехорошими словами, что ей же хуже будет) очень скоро всех убедили, что из Яценюка такой же реформатор, как из бабушки – дедушка. Во всяком случае, за свою 15-летнюю карьеру он в преобразовательной деятельности замечен не был. Поэтому когда наступает время «Ч», премьеру тут же начинают припоминать, прежде всего, убийственные тарифы, «кулювлоб», «камикадзе» и прочие садомазохистские изыски.

Навернуться с 22% в октябре 2014-го до 2% июле 2015-го – это, конечно, нужно уметь. Впрочем, хоронить самого Арсения Петровича (в отличие от его очередного фронта) еще рано. Человек он молодой, а при существующих современных технологиях делать карамель из чего угодно, можно предположить, что он вполне еще всплывет в рамках какого-нибудь нового увлекательного проекта.  

Глава государства все еще лидирует в опросах. Но четырехкратный обвал рейтинга говорит о том, что налегающие на литературщину копирайтеры и пафосная подача могут многое, но далеко не все. Попытки демонстративно (особенно в последнее время) расположить туловище сразу на двух стульях с точки зрения рейтинговых приобретений выглядят крайне сомнительными. Желание дружить и с Иваном Ивановичем и с Иваном Никифоровичем скорее приведут к тому, что оба будут считать тебя предателем.

Сохранить свои драгоценные рейтинги удалось лишь тем, кто, формально пребывая во власти, хитроумно рассудил, что маска жесткой и непримиримой оппозиции гораздо интереснее. Брошенная верными соратниками Юлия Владимировна жжет глаголом на популярных ток-шоу так, чтобы все, кто окрестил ее «бабушкой» в украинской политике, поняли, что изрядно поторопились. По данным социологии, на местных выборах партия Тимошенко обходит даже блок Порошенко, что симптоматично. А далее можно и за досрочные парламентские выборы побороться, и за кресло премьера. Что, с другой стороны, может оказать положительное влияние на рейтинговое здоровье Арсения Петровича, поскольку вряд ли он столь уж основательно позабыл свои спичи о газе «власного видобування для населення з собівартістю 100 доларів за тисячу кубометрів».

Устойчивый спрос на политическую буффонаду позволяет без особого труда удерживаться на достигнутых ранее рубежах радикальной партии. Местный электорат слишком долго ждал своего «украинского Жириновского», и так просто его не отдаст. Время от времени в эфир прорываются признаки устремления лидера радикалов занять более солидное место в отечественном политикуме. Но заявления о предложениях со стороны президента то занять должность вице-премьера, то генерального прокурора скорее следует отнести в рубрику «вытеснение из подсознательного в бессознательное».

Большая часть электората, категорически не принимающего действующую власть во всех ее проявлениях, по-прежнему пытается объединяться вокруг «Оппозиционного блока». Однако применительно к данному случаю рейтинги вообще не играют никакой роли. В ряде регионов партию могут просто не допустить к участию в выборах. В Харьковской области, по данным института Горшенина, за «Оппоблок» готовы голосовать 22% избирателей. Без учета неопределившихся, которые, как правило, не ходят на выборы, данный показатель может быть на уровне прошлогодних парламентских выборов. Однако региональное отделение партии не регистрируют. Ивано-Франковский облсовет вообще принял решение о запрете деятельности партии на территории области. Так что можно прогнозировать, что на местных выборах будет предпринята попытка максимального силового выдавливания «Оппозиционного блока» из политического пространства.

Подзаработавшие на «мукачевском деле» и риторике о зрадныках в связи с последними событиями, связанными с ситуацией на Донбассе, радикалы пока вообще отказываются идти на выборы. Если они не поменяют своего решения, отъеденные у больших провластных партий баллы, скорее всего, вернутся на прежние места.

Итак, стартовые позиции приблизительно таковы. Юля может побить Петю, что для последнего будет крайне малоприятно, так что будут предприняты все усилия, чтобы этого не произошло. Человек-вилы, действующий строго по принципу «люди кажуть, я дурний, а я собі - багатий» продолжает сидеть на своих «шестнадцати аршинах». «Самопомич» - там же. «Оппозиционный блок» постарается закрепиться на юго-востоке. «Свобода» определенно возьмет какие-то голоса в западных регионах. «Народный фронт» пока терпит сокрушительное поражение. А с УДАРом, похоже, вообще придется распрощаться. Все остальное будет зависеть от количества гречки и лапши, и от того, кому их разрешать раздавать, а кому – не очень.

Андрей Кравченко