Кто отправит Яценюка в отставку

5372

Окончание выборов и формирование новых старых политических раскладов порождает ожидание перемен. Пусть небольших, но немедленных, лучше всего кадровых, чтобы результаты сразу же можно было продемонстрировать заинтересованной публике. Например, уволить премьера.

 

Новую информационную волну об очередной отставке Яценюка с поста главы правительства фактически запустил координатор правящей коалиции Юрий Луценко, выступив на одном из телевизионных заседаний говорящих голов с буквально следующим заявлением: «Я утверждаю, что у нас будет очень жесткий разговор с премьером. Он ответит за политику в ЖКХ, за глубокие ошибки в индексации пенсий и зарплат, за другие вещи, которые я услышал на выборах. И я думаю, что мы можем прогнозировать серьезные изменения в украинском Кабинете Министров - вплоть до глобальных - уже буквально в течение ноября».

Анонс разговора с премьером в стиле «за политику ответишь» и прогноз серьезных изменений в Кабмине «вплоть до глобальных», да еще в самое ближайшее время, заставил насторожиться экспертное сообщество. Поскольку попытки вмонтировать в тренд тему назначения Ляшко вице-премьером оказались малоуспешными, то из всех видов министерской глобальщины остается только один – отставка Яценюка (вероятная, аккуратно прогнозируемая и а-чем-черт-не-шутейная).

Конечно же, частота, с которой ныне действующего премьера отправляли в отставку за последние года полтора, скорее вызывает эмоции близкие тем, которые один из персонажей украинской народной сказки сопровождал возгласом: «Шо?! Опять?!». Тем не менее, в стране не только с непредсказуемым будущим, а и с непредсказуемым прошлым вероятность абсолютно любого события оценивается как пятьдесят на пятьдесят.

Ряд скептиков, говоря о невозможности крайне быстрой отставки Арсения Яценюка с поста премьера, не в последнюю очередь ссылаются на положения Закона Украина «О Кабинете Министров». Действительно, статья 14 четко указывает: «Вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины не может рассматриваться Верховной Радой Украины более одного раза в течение очередной сессии, а также в течение года после одобрения Программы деятельности Кабинета Министров Украины или в течение последней сессии Верховной Рады Украины».

Программу ЯценюкаРада одобрила 11 декабря 2014-го. До 11 декабря 2015-го вопрос об ответственности, по закону, вообще подниматься не должен. Во второй половине декабря люди уже больше озабочены новогодними подарками и путевками в жаркие страны. С 1 до 14-гоянваря вообще всенародный выходной. Так что как минимум месяца три у «правительства камикадзе» вроде бы есть для продолжения конструктивного и плодотворного полета. Но, как показывают последние события, крайне гибкие подходы к пониманию принципов применения законодательства открывают самые разнообразные дополнительные возможности. Впрочем, по тому же закону, премьер имеет право уйти в отставку и добровольно, не дожидаясь вотума недоверия. Но опять же, для этого необходимо его очень убедительно попросить.

Информационный фон изгнания Яценюка из премьерского кабинета полностью готов. Остается только в момент наступления времени «Ч»легким движением руки привести информмашину в действие. Благо за последние пару лет Арсений Яценюк создал такое количество поводов в перспективе потоптаться по его политическому трупу, которого хватило бы на несколько биографий самых одиозных представителей сферы государственного управления.Помимо постоянно муссируемой темы кабальных тарифов премьеру припомнят все, начиная от ставшей мемом десятилетия «кули в лоб»: и падение ВВП, и обвал национальной валюты, и катастрофическое снижение уровня жизни, и рассказы двухлетней давности о газе «власноговидобуваннясобівартістю 70 доларів для потреб населення», и видеоролики с рассказами о пятикратном повышении зарплат и пенсий, европейском уровне образования и здравоохранения, и широко разрекламированный с последующим уходом в небытие проект «Стена», и так ничем и не закончившееся дело о 7,5 млрд долларов, которые по версии бывшего главы ГосфининспекцииГордиенко затерялись в паутине коррупционных схем.

«Отстреливаться» премьеру решительно нечем, поскольку азаровская песня о папередникахиз уст ныне действующего воспринимается как Bеsamemucho в исполнении беспризорника у церковной оградки. Римейки только тогда имеют право на существование, если они ярче оригинала. А все усилия имиджмейкеров премьера - полеты эконом-классом, легкая небритость, свободный переход с украинского на английский и еженедельные телевизионные стенд-апы - оказались малопродуктивными. Уж очень небольшой сегмент электоральной массы способен воспринимать его в качестве харизматичного лидера, за которым народ готов идти, несмотря ни на что.

В общем, с мотивацией увольнения проблем абсолютно никаких не предвидится. Иной вопрос, кому это выгодно, кому это выгодно именно сейчас, и кто практически возьмется за реализацию проекта «Отставка», поскольку совершенно очевидно, что из властных кабинетов никто не уходит, поддавшись сиюминутным настроениям, и если премьеров снимают, значит, как писал поэт, это кому-нибудь нужно.

Все еще широкое хождение в узких кругах политически озабоченных граждан имеет мысль о том, что на кадровые решения начали оказывать влияния собрания активистов, общественные организации и прочие виды проявления живого творчества масс. В качестве иллюстраций к рассказу «Власть начала прислушиваться» нередко используются истории бывших министра обороны Гелетея и генпрокурора Яремы, которые были (или якобы были) уволены со своих должностей по требованию общественности. Поскольку эта тема согревает души миллионов осознанием возможности отстранения от пульта управления любого, вплоть до самого, исключать ее из списка рабочих версий не будем. Да, народ имеет право думать, что может уволить любого, тем более премьера с рейтингом почти на уровне температуры замерзания воды. И не увольняет его только потому, что время еще не пришло.

Однотуровый Харьков

Гипотетическая заинтересованность гаранта в списании Яценюка с властного корабля на берег очень органично вписывается в концепцию бывшего премьер-министра Сингапура Ли КуанЮ: «Начните с того, что посадите трех своих друзей. Вы точно знаете, за что, и они знают, за что». Даже если взять во внимание, что «ссадить» - это далеко не «посадить», а «любідрузі», к когорте которых принадлежат и гарант, и премьер, – это совсем не то что бы друзья, увольнение премьера можно было бы даже выдавать за обращение к опыту выдающихся реформ современности.Паровыпускающий эффект также был бы очевиден, поскольку на увольняемого, как правило, возлагается почетная миссия быть вешалкой для всех собак. Наиболее благоприятным для гаранта такой вариант стал бы при условии готовности партийных соратников премьера слить оного, как и предшествующего лидера. На сегодняшний день в активе у главы Кабмина 82 места в Раде и четыре министерских портфеля. И если за Яценюка заступится фракция «Народного фронта», то европейская коалиция может приказать долго жить. А это – не комильфо.

С требованиями отставки Яценюка энное количество раз выступали фракции «Батьківщини» и Радикальной партии. Однако следует ответить на вопрос: что освобождение премьерского кресла сегодня сулит, к примеру, Юлии Тимошенко, амбиции которой вряд ли скукожились до размеров пары-тройки портфелей в Кабмине и не распространяются на главные командные посты? Пожалуй, единственный более-менее вменяемый вариант для нее оказаться в премьерском кресле – это выиграть парламентские выборы, и уже с позиции лидера фракции хотя бы в 100 мандатов (а не 19, как сейчас) начинать активно качать права. Вписаться в реальную битву за отставку премьера стоило бы в разрезе развала коалиции (естественно, чтобы сама фракция при этом не упоминалась как инициатор распада) с последующим выходом на выборы в Раду, пока рейтинг не остыл.

Версия, в соответствии с которой наиболее значимыми назначениями в Украине заведуют представители мировой закулисы, ставит присутствие Яценюка в премьерском кресле исключительно в зависимость от успешности выполнения поставленных перед ним задач. Среди последних нередко называются доведение наиболее интересных предприятий до состояния полного уныния с последующей приватизацией по символическим ценам, повышение коммунальных тарифов для увеличения прибыли частных компаний, резкое удешевление рабочей силы для снижения себестоимости продукции (здесь можно вспомнить заявление Абрамовичуса о том, что зарплаты наемных рабочих в 100-200 долларов – это едва ли не достижение, которое поможет привлечь заинтересованного в дешевой рабочей силе инвестора) и тому подобное. В данном случае отставка премьера будет возможна либо при полном провале намеченных планов, либо при успешном завершении миссии, поскольку сделавшие свое дело мавры, как правило, могут уходить.

Впрочем, уход из главного министерского кабинета может принести Яценюку и его команде не только горечь разочарования в людях, но некоторые политические дивиденды. Появится возможность более-менее успешно парировать попытки оппонентов продолжить эксплуатацию темы провала реформ. Арсений Яценюк даже сможет перейти в контратаку, заявляя, что консервативные силы просто не дали как следует поработать и потопили реформаторский фрегат фактически уже у входа в гавань. К тому же, как показали события, в роли критика власти Яценюк выглядит намного ярче и зажигательнее, чем в роли ее представителя. А учитывая, что некоторая часть электората способна запоминать только события последних нескольких часов, ему вместе с уже действующим или же подвергнутым очередному ребрендингу проектом удастся слегка нарастить рейтинговые мышцы для преодоления хотя бы проходных барьеров.

Кого волнуют чужие проблемы

Ну и в завершении, чтоб как-то разрядить обстановочку, – анекдот. Все персонажи вымышленные, а любые совпадения с реальными лицами являются случайными.

Попадает Арсений Петрович в рай. Принимают его апостолы. Показывают шикарные апартаменты, рестораны, джакузи и прочие люксы. Арсений Петрович сдержанно доволен: для VIP-людей – VIP-условия. Старался – заслужил.

Проходит неделя. Арсений Петрович врывается к апостолу Евгению в ярости и орет:

- Да что вы себе позволяете?! В ресторане одна морковка, в джакузи вместо воды зеленка, а по ночам ко мне приходит бородатая женщина! Это что у вас за рай такой?!

Апостол Евгений пожал плечами:
- Вот такой у нас хреновый рай…

Андрей Кравченко