Гройсманиада, или Бег на месте

3327

Вместо эпиграфа.

«А слон-то все стоит и смеётся, стоит и смеётся!
А собака-то все сидит и чешется, сидит и чешется!..»

(Даниил Хармс, «Однажды лев, слон, жирафа…»)

Процесс изгнания Арсения Яценюка из храма реформ в очередной раз вышел на финишную прямую. А юмористы с местного телевидения уже сплели Арсению Петровичу лапти (вернее, лабутены - в соответствии с доминирующим трендами).

Но, невзирая на нулевой рейтинг и уничтожающую критику со всех без исключения сторон, премьер чувствует себя столь уверенно, что время от времени изящно троллит недоброжелателей требованиями или найти 226 голосов для отставки Кабмина, или оказывать оному полное доверие, что со стороны выглядит как призыв определяться к персонам, состояние которых народная мудрость охарактеризовала идиоматическим выражением «ни в борщ, ни в Красную армию».

Отшлифованная до состояния морской гальки многократными повторениями в исполнении премьера и его друзей формула передачи верховной исполнительной власти из рук в руки практически не предполагает сдвиг процесса со стадии обсуждения. Коалиция, существование которой то отрицается, то подтверждается в зависимости от политических потребностей, должна предложить кандидатуру нового премьера, способного сформулировать программу будущего правительства, и чтобы и первое, и второе понравилось премьеру, готовому освободить кресло да хоть сейчас. (Почему столь логичный алгоритм действий не пришел в голову Арсению Яценюку где-то в январе 2014-го, скорее всего, навсегда останется загадкой.)

Призывы к Арсению Яценюку самоустраниться с должности премьера «у конституційний спосіб» остаются гласом вопиющего в лифте. Даже идея создания технократического правительство под руководством Натальи Энн Яресько не пошатнула оборонительных рубежей действующего премьера. И начавшая было формировать команду технократов кандидат вдруг была объявлена «отвлекающим вариантом», под прикрытием которого в лидеры «премьерского праймериз» вышел спикер Рады Владимир Гройсман. Выдвинувшая оного в качестве основного оппонента Яценюка фракция БПП может смело рассматривать подобную замену как восстановление исторической справедливости. Не набери «Народный фронт» вопреки соцопросам в октябре 2014-го на треть процента больше пропрезидентского блока, пост главы правительства с высокой долей вероятности мог бы заполучить именно Владимир Гройсман. И не исключено, что за полтора года он с таким же успехом сумел бы разбить партийный рейтинг об косяк реформ, и ныне уже Арсений Петрович шатал бы под ним кресло, громя дубиной критики и экономическую, и социальную политику «антинародного уряду». С точки зрения логики развития событий, господину Яценюку с сотоварищи вообще следовало бы в 2014-м году уступить премьерский пост, с печально иронической улыбкой наблюдать за работой технологии развала со стороны, и ныне, нарастив рейтинговый жирок, с развернутыми знаменами шагать на досрочку, чтобы ворваться в учебники в ранге спасителей отечества, а не как самое бесполезное правительство в истории страны. Но, очевидно, уверенность в том, что завтрашний день для некоторых политических сил настанет, была не столь высока, поэтому решение брать что дают немедленно показалось более чем очевидным.

Свою готовность занять пост №2 действующий спикер парламента обозначил резким переходом на декламацию верных как учение классика и столь же ни к чему не обязывающих формулировок: «Главное – это способность власти принимать решение и идти вперед», «четко сформулировать приоритеты в каждом направлении», «сформировать правительственную команду, которая способна взять на себя ответственность» и так далее – и даже начал не спеша формировать состав нового Кабмина из осколков старого и лучших специалистов Администрации Президента. Должность первого вице-премьера и министра экономики могут занять глава Администрации президента Борис Ложкин или его заместитель Виталий Ковальчук. А министру внутренних дел Арсену Авакову, министру юстиции Павлу Петренко и вице-премьеру Геннадию Зубко планируется сохранить свои должности.

Спор между апологетами правительств политического и технократического кандидатом был разрешен путем заимствования у свергнутого режима идеи правительства профессионалов.

То есть два основных требования Яценюка – вот тебе кандидат, а вот тебе его программа – фактически выполнены. Дело остается за малым. По существующему законодательству кандидатуру премьера выдвигает коалиция, которая все более приобретает сходство с образом гималайского йети: никто его не видел, но некоторые верят в его существование.

Попытки слепить новые пули из старого пластилина привели к конфигурации, которая еще несколько недель назад представлялась достаточно сомнительной: БПП-НФ-ЮВТ. Однако свое согласие выступить довеском к фракциям-тяжеловесам в «Батькивщине» рассматривают даже не как обладание золотой фишкой, а как приобретение фармазонского рубля.

Что Юле хорошо, для Сени - смерть

Рубрика «новые требования Юлии Тимошенко» в лентах новостей становится постоянной. Позиция «сначала ужин, а потом танцы» приобретает очертания принципиальной. А на ужин хотелось бы порцию пересмотра тарифов и там что-нибудь из социалочки, только никаких налогов на пенсии – это вредно. А на десерт мораторий на всякие приватизации, чтобы не пришлось потом с грустными лицами разводить руками, мол, все освоено до нас. В общем: нам самим нічого не треба, бо ми на дієті.

Со стороны может показаться, будто торги проходят под лозунгом «дайте нарастить рейтинговый жир и не вздумайте ничего делить без нас». Но для умеющих зрить сквозь оболочки совершенно ясно за каждый пунктом требований кроется непреодолимое желание протянуть руку помощи, которая, естественно, будет протянута не всем, а только беспризорным электоральным массам.

После подобного художественного вмешательство картина маслом, старательно выписанная Арсением Петровичем, настолько теряет в композиции и цветовой гамме, что на повестке дня может всплыть вопрос: а не проще ли с предложением «третьим будешь?» обратиться к какой-нибудь менее хитросконструированной фракции, согласной порешать все вопросы на уровне дележа портфелей. Процесс снова перешел в стадию зависания. И попытки основных заинтересованных участников политического процесса позиционировать именно свою сторону как таковую, на которую играет время, становятся все менее убедительными, поскольку версия развития событий «все само рассосется» начинает резко уступать доминирующие позиции версии «ой, кажется, все разваливается». И несмотря на жесткие заверения Президента в том, что уж кто-кто, а он-то досрочных выборов не допустит, великое дело перелицевания коалиции требует некоторого ускорения. Во всяком случае, самая крупная парламентская фракция должна быть заинтересована в том, чтобы завершить его до собственного распада (а с начала каденции нестройные ряды покинули 16 депутатов) и до того момента, когда кандидатура представителя БПП на премьерскую должность утратит свою актуальность.

Андрей Кравченко