Черная-пречерная бухгалтерия, или По секрету всему свету

3256

Те, кто застали пионерское детство, очевидно, помнят, какой популярностью среди завсегдатаев летних лагерей пользовались страшные истории. А вожатый, который знал их в достаточном количестве, имел серьезный авторитет в широких кругах пионерской общественности.

 Одна из современных страшных историй могла бы выглядеть примерно так. В черном-пречерном городе в черном-пречерном доме в черной-пречерной комнате стоял черный-пречерный сейф. В черном-пречерном сейфе хранились черные-пречерные… списки.

Сообщение об обнаружении «черной бухгалтерии» Партии регионов, призванное парализовать сознание массового потребителя информпродукта, прокатились по сводкам последних новостей шумовым фоном. Ни авторитет органа, в стены которого попал компромат – Национальное антикоррупционное бюро Украины, ни масштаб вероятной политической коррупции в 2 миллиарда гривен, ни намеки на участие в теневых схемах «папередников» представителей нынешней системной оппозиции и отчасти власти не вызвали особого ажиотажа (нервы сдали у немногих, о них ниже). В современных потоках скандалов и разоблачений легко затеряться даже такой важной и нужной информации. Без конкретики, выступление в прессе 27 мая бывшего первого заместителя председателя СБУ Виктора Трепака, выполнившего миссию передачи массива неких скандальных документов от неустановленных личностей в НАБУ, не вызвало особого всплеска эмоций в экспертном сообществе. Поэтому в ближайшие дни после его выступления произошло то, что и должно было произойти: часть списков стараниями народного депутата Сергея Лещенко и главного редактора «Украинской правды» Севгиль Мусаевой-Боровик оказалась в открытом доступе. Хотя сам бывший зампред СБУ высказывал мнение, что огласка конкретики идет в разрез с интересами следствия («…в интересах будущего следствия не назову ни одной фамилии, ни одного конкретного факта, о которых идет речь в этих материалах»). Но судя по тому, что со стороны представителей правоохранительных органов никаких протестов по поводу вреда следствию не последовало, развитие процесса осуществляется в заданном направлении.

Вне зависимости от истинных мотивов появления чернобухгалтерской «амбарной книги» (очевидно, учетчики партийных расходов не признавали современных технологий) – от личной мести до стремления к торжеству справедливости – вдруг всплывший на поверхность компромат крайне удачно выполняет как минимум две функции: усиливает демонизацию предшествующего режима и повышает уровень нервозности в кругах системной оппозиции.

В условиях провалов в социальной и экономической политике перевод стрелок на «папередников» является средством, которое если и не поможет, то, во всяком случае, не повредит. Присутствие в массовом сознании четких представлений о том, что корни нынешних неприятностей уходят в глубины времен, призвано в значительной степени снизить уровень претензий к современному управленческому персоналу. (Что вы от них хотите? Не они же это дерево посреди трамвайных путей посадили. Они просто повысили плату за проезд.)

Очередное раскрытие всех ужасов предшествующего режима не предвещает ничего хорошего обывательской массе. За очередным витком раскрутки тезиса «Дракон избавил нас от цыган» (ничего личного – цитата из классики) легко могут последовать дополнительные процедуры по затягиванию поясов.

Намеки на нехорошее поведение некоторых действующих политиков, занявших различные ниши властной и околовласной конструкции, служат легкой рекомендацией не раскачивать лодку в самый разгар рыбалки (ну, и не орать соответственно, ибо пескари распугаются).

Фрагмент выступления Трепака о позиции оппозиции в героические дни евромайдана звучат для последних если не угрожающе, то крайне настораживающе. Цитата: «Помните, как в январе-феврале 2014 году на Банковую на встречу с Януковичем ходили известные политические деятели, якобы представлявшие Майдан? Многие тогда высказывали недовольство по поводу переговоров с диктатором, на которых переговорщики от Майдана здоровались за руку с Януковичем. Словно и не было до этого зверского избиения студентов «Беркутом», силовых штурмов Майдана, полива протестующих ледяной водой, применения к ним оружия, погибших и искалеченных… Материалы, которые я передаю в НАБУ, позволяют с другой стороны посмотреть на эти встречи, в том числе понять их настоящие движущие силы и «режиссеров». А если к этому добавить информацию о неофициальных встречах с диктатором, то вообще еще многое прояснится».

Пробный камень, заброшенный в оппозиционный омут, вместо бурного всплеска вызвал лишь легкую рябь. За шапку схватился один Ляшко, мгновенно предупредивший общество, что готовится выброс информации о том, что якобы он или Радикальная партия получали финансирование от Партии регионов. Более никто не дрогнул. А попытки Мусаевой-Боровик включить в число мандражирующих Тягнибока завершились гневными протестами со стороны представителей последнего и требованиями публичных извинений от главреда УП и заодно от нардепа Лешенко. Шансы дождаться извинений, конечно же, невелики, но политический этикет требовал шмякнуть тарелкой об пол.

Из «амбарной книги», толщину которой комментаторы оценили едва ли не в 500 страниц, свет увидели лишь 22 страницы. Присутствие данных, якобы указывающих на материальное стимулирование со стороны ПР президента Ющенко и подконтрольной некогда ему партии «Наша Украина», как бы намекает, что угроза разоблачения для кое-кого носит далеко не цацко-пецковый характер. Имеющий собственную позицию по абсолютно любой проблематике закарпатский губернатор Геннадий Москаль даже успел выйти к широкой читательской аудитории с громким заявлением: «Что мы ищем в «черной кассе» Партии регионов на два миллиарда долларов, если почти один миллиард забрали за сдачу власти Януковичу бывший президент Украины Ющенко и его главы администраций Балога и Ульянченко?»

(Наверняка Балога и Ульянченко с данным выступлением не согласятся, учитывая то, что даже губернатор Закарпатья не обладает монополией на истину.)

Впрочем, на Ющенко, после 2010 года фактически выпавшему из публичных процессов, и на канувшей в политическое небытие «Нашей Украине» разоблачения вряд ли как-то отразятся. Разве что вызовут легкое чувство эмоционального дискомфорта, характеризуемое в анекдотах о лицах кавказской национальности фразой «абыдна, да!» Но вдумчивый-то человек обязательно должен догадаться, что если из-за ширмы выглядывает женщина с обнаженными плечами, то понятное дело, что все скрытое за ширмой тоже лишено одеяний.

Чем завершится эта страшная история, изначально совершенно секретная, а затем - внезапно открытая, но со снисходительно оставленным читателям правом на домысел. Если бы на данную тему снимал комедию Гайдай, то в самый тревожный момент в черную-пречерную комнату врывались бы люди в белых-пребелых халатах. Но режиссер был зажат в тесные рамки законов драматургии. В реальной жизни все намного проще. И очередное происшествие завершится примерно тем же, чем завершились вызвавшие в свое время 9-балльные сотрясения информпространства скандалы, связанные с заявлением Гордиенко о хищениях 7 миллиардов гривен, охотой на «бриллиантовых прокуроров» или рассказами о панамских офшорах.

Дмитрий Михайлов