Брексит и Украина: энциклопедия «зрадоперемог»
Итоги британского референдума о выходе из ЕС произвели эффект разорвавшейся бомбы столь мощного заряда, что взрывная волна мгновенно докатилась до Украины, позиционирующей себя в качестве дальней заставы европейской цивилизации.
Идею «брексита» поддержали 52% участников всебританского голосования (или 17,41 миллионов человек), против высказались 48% (16,14 миллионов). Если в Нидерландах, не столь давно определявших свое отношение к ассоциации с Украиной, судьба народного волеизъявления висела на нитке из-за достаточно невысокой активности избирателей, то британцев перспективы дальнейшего проживания в европейской «коммуналке», очевидно, затронули за живое – явка составила 72,1%.
«Ранние утренние новости из Великобритании по-настоящему отрезвляют. Это печальный день для Европы и Соединенного Королевства», - прокомментировал британские события министр иностранных дел ФРГ Штанмайер. А растерянность председателя Евросовета Дональда Туска, очевидно, была столь велика, что он не нашел ничего лучшего, как процитировать один из популярных статусов в социальной сети Вконтакте: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее».
Учитывая пристальнейшее внимание, которое развилось у украинского политического бомонда и гражданского актива за последние годы к различным европроцессам, необходимость ответа на извечный вопрос экспертного сообщества «А нам-то чё?» стала одним из топовых пунктов актуальной повестки дня.
Все пропало
«Путин аплодирует стоя» - один из наиболее сильных ударов, нанесенных «брекситом» по идеологическим подпоркам украинского политикума, рассмотревшего свою историческую миссию в том, чтобы Путин, как минимум, сохранял нейтральное выражение лица, а в идеале носил кислую мину.
Накануне референдума премьер Кэмерон заявлял, что Путин может быть счастлив, если Великобритания выйдет из ЕС.
По итогам голосования данный взгляд поддержал бывший посол США в России Майкл Макфол: «Сегодня это гигантская победа для целей внешней политики Путина. Воздайте ему должное».
«Единственный человек, который хочет выхода Великобритани из ЕС - это Владимир Путин. Он хочет, чтобы Европа раскололась», - поддержал тему британский экс-министр по делам Европы Дэнис Макшейн.
«Москва заинтересована в том, чтобы ЕС был слаб. Это один из самых больших конкурентов России на евразийском континенте. Кризис Еврозоны выгоден ей даже с экономической точки зрения», - внес элемент конкретики нардепутат Николай Княжицкий.
И в качестве финального удара по клавише можно привести мегакраткий вывод, сформулированный нардепом Лещенко: «Путин ликует».
Либерализация визового режима с ЕС для Украины может быть отсрочена. К такому выводу пришла первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко, что, безусловно, наносит репутационные потери действующему режиму, несмотря на стремительное снижение актуальности данной проблемы для украинского ширнармасса, давно воспринимающего рассказы о безвизе в качестве бородатого анекдота.
Кризис в ЕС отодвинет на задний план все украинские проблемы. Предыдущий причиной снижения интереса к «украинскому вопросу» (в том числе и в плане отмены визового режима) объявлялся миграционный кризис. Максимальный интерес к Украине европолитики проявляли в период майдана, когда экономическое землетрясение в стране предсказывали лишь пара-тройка наиболее скептически настроенных политических сейсмологов, а грядущая смена режима вселяла еврооптимизм. Но резкое изменение экономической и политической ситуации в Украине не в лучшую сторону достаточно наглядно продемонстрировало стремление лидеров ЕС по возможности дистанцироваться от проблемного партнера.
Экономический рост Украины окажется под угрозой. Поговаривают, что экономический рост в Еврозоне может замедлиться на 0,2-0,3% по сравнению с нынешними уже и так скромными 1,8-1,9%, которые прогнозирует Международный валютный фонд. А замедление роста экономики ЕС, на долю которого приходится 34% украинского экспорта, равнозначно замедлению экономического восстановления Украины, которое, впрочем, при анонсированном премьером Гройсманом 1-процентном росте и так не особо просматривается в среднесрочной перспективе.
Гривна может ослабнуть. Победа сторонников «брексита» спровоцировала незначительное падение фунта, что, по мнению некоторых комментаторов, может привести к падению и более слабых валют, к которым относится украинская гривна. И это, пожалуй, самая большая брексит-неприятность, которая может случиться (а может и не случится, поскольку принцип «авось пронесет» еще никто не отменял) с украинским населением, вряд ли заинтересованным в очередном приведении тарифов к «рыночным».
Пока Украину примут в ЕС, из него все выйдут. Тезис, скорее, следует отнести на долю политических острословов, тем не менее, «сепаратистские» тенденции налицо. Накануне британского референдума Швейцария отозвала свою заявку на вступление в ЕС, а жители конфедерации, которых даже Адольф Алоизович не стал привлекать к общеевропейскому проекту, наверняка что-то знают.
Сомнения в целесоображности пребывания в ЕС гуляют по политическим кругам в Чехии, Франции, Австрии, Швеция, Дании, Испании, Нидерландах, Греции, Кипре, Италии, Венгрии и Польше. И лишь позиция ФРГ, которую нередко называют локомотивом ЕС, пока что однозначна: потянем всех. Но при грамотном политтехнологическом подходе раскрутка лозунга «Хватит кормить всех» – дело нескольких недель, что представляет для «общего дома» определенные риски в свете вероятной смены режима Меркель по итогам ближайших парламентских выборов. Тем не менее, со смотровой площадки сегодняшнего дня развал ЕС представляется столь же фантастическим, сколь и крах СССР накануне перестройки.
Все да не все
Как говаривали неизвестные философы древности, в любой зраде зреет зерно перемоги. Несмотря на то, что итоги британского референдума повергли еврообщественность в состояние легкого грогги, для Украины есть и положительные моменты.
«Пиррова победа Кремля» - это основное, что, по версии экс-министра внутренних дел Огрызко, нужно знать о ликовании Путина. «Потому что ЕС, - уверен эксперт, - примет соответствующие решения, чтобы измениться и стать другим». Точка.
Рубль может обвалиться. О такой перспективе предупреждал глава Сбербанка РФ Герман Греф, сопроводив свои прогнозы репликой: «Это будет паника». По его оценке «брексит» может привести к сокращению ВВП России на 1%, акции российских компаний могут упасть в цене на 5–10%.
Нефть подешевеет. «Ухудшение экономической ситуации в Евросоюзе может спровоцировать падение цен на нефть. То есть, выход Великобритании из ЕС в теории может спровоцировать обвал», - цитирует директора энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентина Землянского интернет-издание «Обозреватель». По некоторым оценкам падение цены может составить процентов пять или шесть, что тоже немаловажно, поскольку обвал рубля и цены на полезный углеводород занимали одно из ведущих мест среди достижений кабмина Яценюка. Не исключено, что данная традиция сохранится и при новой правительственной команде.
Роль Украины в Европе возрастет. Апологетов данной концепции воглавил министр иностранных дел Климкин, выступив с заявлением: «Сейчас Европа должна преодолеть серьезные современные и будущие вызовы. В этом вижу важную роль Украины». В детали устройства механизма реализации «важной роли» министр углубляться не стал, но в качестве стратегии план «превращение зайцев в ежиков» выглядит безупречным.
«Британия выходит, Украина заходит». Лозунг, выдвинутый нардепом Гопко, моментально был подвергнут достаточно жесткой критике, в потоке которой акцентированным сарказмом выделяется реплика ведущего шоу «Шустер Live», ЕС – это не волейбол. К этому еще можно добавить, что ЕС - не трамвай, не прием у участкового терапевта, не биотуалет, и не парикмахерский салон. Но если предположить (чисто гипотетически) переформатирование ЕС в монополярное образование с эпицентром всех решений в ФРГ, то у Украины могут появиться некоторые перспективы протиснуться в тесные ряды «меньших братьев». Через четверть века, отведенные президентом Еврокомиссии Юнкером для Украины на подготовку к вступлению в ЕС, формат организации может измениться до неузнаваемости.
Вместо одного союзника Украина получит двух. Мнение, высказанное Романом Бессмертным (был один союзник – ЕС, станет два – ЕС и Великобритания), может стать классическим образчиком поиска позитива абсолютно в любых ситуациях. Дальнейшая дефрагментация Европейского союза может только расширить круг украинских союзников, который в итоге может стать вместо двух - двадцать восемь.
К апофеозу сдержанного (без всепропальства и пеплопосыпаний головы) следует отнести реакцию нардепа Геращенко (Антона), принимающего активное участие в комментировании абсолютно любых событий: «Давайте строить Европу в Украине, а не ждать пока нас возьмут в ЕС».
Любопытно, что попытка более чем двухлетней давности донести до массового сознания аналогичный тезис «Мы должны строить Европу у себя, в Украине» в исполнении разжалованного из президентов Януковича не была воспринята широкими слоями потребителей информпродукта. Но как говорил неизвестный сантехник из N-ской жилконторы: все течет.
Главное, чтобы санкции сохранили
Максимально реалистично, в несвойственной для себя манере Britain exit прокомментировал президент Порошенко. Из несущих более эмоциональную, нежели смысловую нагрузку формулировок «общие европейские ценности», «вызов для Европейского Союза», «найти путь к сердцам евроскептиков» и «не дать ни одного шанса оппонентам», как айсберг из тумана выплывает магистральный тезис: «Рассчитываю, что санкции против России как страны-агрессора будут продолжены». На большее, собственно, как показал опыт двухлетних евроустремлений, рассчитывать пока не приходится.
Бытует мнение, что именно Великобритания является одним из главных «друзей Украины», внесшим наибольший вклад в дело сохранения санкций против РФ. А либерализация санкционной политики ЕС, которая, по оценке скептиков, может воспоследовать за британским демаршем, нанесет существенный удар по действующей украинской власти, фактически вычеркнув самый важный пункт из графы «достижения последних лет.