В Харькове незрячий мальчик собственноручно сделал музыкальный инструмент (фото)

2288

Богдан Устиянский из Харькова, который не видит с рождения, смог собрать настоящую бандуру. На это у воспитанника Харьковского специального учебно-воспитательного комплекса ушло три года, сообщает "Суспільне".

Помогал незрячему мальчику в этом нелегком деле харьковский бандурист Назар Божинский. Помимо деталей, вырезали вместе и фигурку сокола, которой украсили инструмент.

А началось все, рассказывает Богдан, когда к ним в школу пришел музыкант Божинский с лекцией. Подростку настолько понравилось звучание бандуры, что он решил сделать такой же инструмент и себе.

Школьник с Назаром Божинским  работали над инструментом после уроков в музейной комнате. Обычно, чтобы сделать бандуру, нужно около года, но инструмент Богдана собирали втрое дольше.

И вот, спустя годы, из бандуры льется музыка. Однако, признался школьник, он еще не до конца освоил технику игры на народном украинском инструменте, поэтому теперь активно учится мастерству у музыканта.

"Играть по-настоящему на бандуре могут люди только незрячие или слабовидящие", - считает бандурист.

Чтобы овладеть бандурой, школьнику понадобится еще около года, говорит учитель.

История: Бандура является одним из самых известных музыкальных символов Украины в мире.

К первой четверти ХХ века кобзарями (или бандуристами, сюда же относим и старцев-лирников) считали не просто певцов-музыкантов, а, прежде всего, отдельный социальный пласт. Это были маргинальные моральные авторитеты, слепые путешествующие «божьи люди», которые пользовались особым уважением. Они были тесно связаны с церковью, выполняли преимущественно христианские псалмы, и, лишенные счастья видеть этот мир, несли людям «слово Божье» и музыку. А еще они пели о древнем прошлом нашего края.

Сегодня трудно точно сказать о происхождении бандуры, а мнения исследователей расходятся между Востоком и Западом. С некоторыми свидетельствами известно, что именно старые запорожцы учили слепых играть на гуслях и передали им эпический репертуар. В XIX столетии кобзарей-бандуристов и лирников были тысячи, и они объединялись в закрытые общества - профессиональные цеха. Увидеть их можно было на каждом ярмарке, почти у каждой церкви или даже просто на улицах сел, поселков и крупных городов.

Ориентировочно с середины XIX века украинская интеллигенция, вслушавшись в слова этих приднепровских менестрелей, услышала живую историческую память, которую сейчас называют думами и стенаниями.

Окончательно расставил приоритеты Тарас Шевченко, многозначительно назвав свой поэтический сборник «Кобзарь». И хотя сами кобзари на рубеже ХIХ-ХХ вв. уже сокрушались, что мало кто в селах понимает и помнит, о каких событиях они рассказывают, необратимые процессы уже были запущены. Слепые бандуристы не считали себя старцами, и только благодаря им - людям низкого социального статуса, живших милостями и ниже которых были только нищие, - сохранилась украинская национальная идея.

С началом ХХ века Украина пережила настоящую волну подъема и романтического увлечения кобзой-бандурой. Едва ли не впервые с казацких времен за эти инструменты взялись зрячие музыканты и интеллигенция, начали создаваться любительские коллективы, выходить в свет самоучители, активно модернизироваться сами инструменты. За несколько десятилетий это движение приобрело огромную популярность как в Украине, так и за рубежом, подняв ценное наследство до таких высот, что даже полное физическое уничтожение Москвой всех «неудобных» в 30-х годах не потушили его, а только заставило чужую власть вкладывать средства в его идеологическую монополизации.

Читайте також: