Жители Харьковщины могут лишиться возможности покупать товары в импортных интернет-магазинах. И все из-за того, что таможенники, руководствуясь перечнем объектов интеллектуального права, включенных в реестр, не будут пропускать посылки через границу.
К слову, в этом списке оказались 1 146 международных фирм. Среди известных брендов, которые попали «под запрет» - Adidas, A4 Tech, Ardis, Amway, Apple, Baileys, ballantine's, Becherovka, Braun, Canon, Chanel, Chesterfield, Chevrolet, Chivas, Christian Dior, Coca-Cola, Contex, GUCCI, Dormeo, Electrolux, Lego, levi's, LG, Lipton, Honda, HP, Meizu, Mercedes Benz, New Balance, Nivea, Nokia, Opel, PlayStation, Redmond, Samsung, Sandora, Shell, Subaru, Xerox, Xiaomi и другие.
На таможне же заявляют, что, в соответствии с действующим законодательством, разрешать или запрещать доставку посылки может только представитель прав правообладателя самого бренда.
«Такие ограничения применяются только в случае, если продукция контрафактная, или если ее происхождение не удалось установить», - отметил директор Департамента организации таможенного контроля ГФС Алексей Василенко.
При этом задержка не может быть более 10 дней, далее продукция или растамаживается, или правообладатель подает в суд.
«Таким образом, производители борются с распространением подделок. На самом деле такой реестр существовал очень давно. Я даже не понимаю, откуда взялся такой ажиотаж», - подчеркнул «ГХ» юрист Роман Чумак.
Стоит отметить, что на таможне в Харьковской области пока подобных инцидентов не было.
«Никаких законодательных или иных изменений в направлении защиты прав интеллектуальной собственности, в том числе по перемещению товаров в международных почтовых и экспресс-отправлениях, не произошло. Все товары, которые приходят по почте, пропускаются как обычно, задержек по причине нарушения прав интеллектуальной собственности не было», - сообщили в Харьковской таможне ГФС.
Однако эксперты в таком запрете видят не просто осложнение процесса получение посылок, а «рычаг» к повышению стоимости продукции.
«Запрет физическим лицам ввозить в Украину товары, права на торговые марки которых заявлены в таможенном реестре, - это очередной гвоздь в гроб конкуренции. Потребители такие изменения почувствуют в виде повышения цен и плохого ассортимента», - объяснил владелец сети магазинов электроники Владислав Чечеткин.
А вот по мнению других специалистов, у представители правообладателя не могут контролировать импорт товаров.
«Производитель товара под собственной торговой маркой теряет право на его коммерческую эксплуатацию после первой продажи. Это значит, в том числе, что новый собственник может рекламировать этот товар. В этом смысле права владельца на торговую марку исчерпываются. Вроде бы, все понятно и не должно быть никаких разночтений: товар произведен ради продажи, из его продажи извлечена выгода, у товара новый владелец, поэтому его производитель не должен и не имеет прав препятствовать дальнейшей продаже этого товара», - говорит эксперт Сергей Арабаджи.
По его словам, сегодня из-за белых пятен в законодательстве принцип исчерпания прав может трактоваться по-разному. Чем и пользуются некоторые дистрибьюторы для ограничения импорта оригинальной продукции.