Харьковчане ломают голову в поисках нужного

2007
Украина оказалась в третьем десятке международного рейтинга по доступности информации.

Организация Access Info Europe и Centre for Law and Democracy исследовала профильные украинские законы, в итоге в списке из 111 стран наша заняла 22 место. Доступ к информации оценивали по нескольким параметрам: открытости и праве доступа, санкциях и защите,  количестве запросов и обращений, а также отказов. Украина набрала 108 баллов из полутора сотни возможных. Интересно, что в начале сентября текущего года Украина находилась на 19 позиции рейтинга. В 2011 году, после принятия закона «О доступе к информации», Украина занимала 9-е место в мировом рейтинге. В 2012 году, имея все тех же 115 баллов, мы поднялись на 8 место из-за ухудшения законодательства в Хорватии.

В тройку самых «информационно открытых» стран вошли Мексика, Сербия и Словения. Последнее, 111 место рейтинга, заняла Австрия (32 балла из 150 возможных).

Журналисты считают, что 22 место в рейтинге – это очень высоко. Часто ведомства и структуры настолько закрыты, что ждать от них ответа можно месяцами.

«Из личного опыта могу сказать, что общение с некоторыми госструктурами и ведомствами – занятие не из приятных. Иногда сложно добиться ответов даже на самые незначительные вопросы, не говоря уже о проведении серьезных расследований. Отговорка у многих одна: пишите запрос. Но никто не спешит прислать ответ в установленный законом пятидневный срок. Кто-то присылает отписку в две строки, а кто-то и вовсе игнорирует запросы. Причем, самые закрытые часто даже не правоохранительные структуры, а коммунальные предприятия, которым, по сути, скрывать должно быть нечего», - рассказывает харьковский журналист Татьяна.

А по мнению харьковских правозащитников, получить информацию в Украине в последние годы действительно стало проще. Во-первых, многие документы, которые ранее были недоступны, стали публиковать на официальных сайтах.

«Правда, найти эту информацию порой бывает невозможно – она спрятана так, что можно голову сломать, пока ищешь. То есть, нет системы, которая заставляла бы размещать документы так, чтобы их можно было легко найти. Что касается получения ответов на официальные запросы – лично мне отвечают вовремя, в течение положенных законом 5 рабочих дней. Другое дело, что ответ могут дать не полный или сформулировать обтекаемо. И тогда простому человеку, получается, некуда даже пожаловаться. Раньше можно было написать жалобу в прокуратуру, а сейчас – либо через суд, либо обратиться к омбудсмену. В первом случае это долго, во втором – неэффективно, потому что представитель омбудсмена один на регион, человек физически не успеет быстро обработать все жалобы», - объясняет правозащитник Юрий Чумак.