«Немцы называли нас «черной смертью». Легендарный харьковчанин празднует день рождения

4650

Живой легенде авиации, Герою Советского Союза Михаилу Карпееву сегодня исполнилось 98 лет. Михаил Поликарпович - единственный Герой Второй мировой, который остался в Харькове. Несмотря на преклонный возраст, ветеран до сих пор в деталях помнит все беды и страшные реалии военных лихолетий.

Карпеев провел на фронте девятьсот пятьдесят дней и ночей. Он был летчиком-истребителем и сбил не один десяток вражеских самолетов, совершив более 300 боевых вылетов. Также Михаил Поликарпович принял участие в освобождении Харькова.

«Немцы, конечно, боялись нас. Называли нас "черная смерть", "летающий танк", "воздушный мститель"Это все, конечно, обеспечивало нам хорошую победу. Нас прибыло 18 летчиков. Из прибывших в живых остался только я один», - вспоминает герой.

Михаил Поликарпович Карпеев родился 21 ноября 1922 года в крестьянской семье в деревне Якимово Чебоксарского района Чувашской республики РФ. В авиацию пришел после окончания Чебоксарского аэроклуба. В 1940 году окончил военное авиационное училище летчиков. А в ноябре 1941 года получил повестку на фронт. Тогда ему было 18 лет.

Михаила Карпеева направили служить под Ленинград. Здесь младший лейтенант и совершил свой первый боевой вылет. Он оказался крайне тяжелым.

«Пролетаешь линию фронта, немцы раз - прожектором тебе в кабину. Опускаешь голову, головой помотаешь, успокоишься, летишь дальше, сбрасываешь бомбы», - рассказывает Михаил Карпеев.

Позже штурмовики стали подниматься выше - до полутора километров.

«Становилось страшно, когда попадал под шквал зенитного огня. Из боевых вылетов живым возвращался только каждый второй», - вспоминает Герой Советского Союза.

Однажды, в феврале 42-го, уйти от снаряда не удалось и Карпееву. Это был второй боевой вылет. Тогда молодой Михаил в составе группы вылетел на бомбежку вражеской танковой колонны. Уже при отходе от цели, во время атаки немецких истребителей, Карпеева тяжело ранило. С огромным трудом ему удалось прорваться через линию фронта и посадить свой самолет.

«Кровь течет, я попробовал руку - боль такая страшная. Думаю, сбрасывать бомбу нужно. Я управление сжимаю между ногами и правой ногой, правой рукой дергаю за шарики, чтобы сбросить бомбы. Сбросил бомбы - самолет крутой спиралью упал на территорию противника. Нашли меня ребятишки, сказали партизанам, что там лежит летчик раненый. А у меня действительно, видите, рука сгибается лишь на 110 градусов. Кость была полностью перебита», - вспоминает фронтовик.

Далее были 5 месяцев реабилитации в госпитале. Тогда он знал: на бомбардировщиках ему больше не летать, но все равно хотел на фронт.

С августа 1942 года Карпеев снова в боевом строю. Его задачей теперь была поддержка связи со штабами. За короткий период он совершил более ста боевых вылетов - не только связывался с партизанами и доставлял им продовольствие, но также неоднократно совершал бомбардировку войск противника.

 «Бесстрашный, мужественный, над полем боя действует грамотно, несмотря на сильное противодействие, умело маневрируя среди зенитных разрывов, снижаясь до бреющего, в упор расстреливая технику и живую силу противника», - такую характеристику дал Михаилу Карпееву командир полка.

Однако в 44-м Карпеев не устоял, когда в дивизию поступили новые самолеты «ильюшины». Летчик попросился перевестись в штурмовой авиаполк.

26 июня 1944 года группа гвардии лейтенанта Карпеева нанесла бомбовой удар по вражеским эшелонам, находящимся на железнодорожной станции Толочино. Данное задание штаба было выполнено на «отлично». За этот вылет Нарком путей сообщения наградил Михаила Поликарповича значком «Почетному железнодорожнику».

Немало героических вылетов для разведки выполнил Михаил Карпеев в начале 1945 года. Его не останавливал интенсивный огонь артиллерии врага. С задачей летчик справлялся без потерь.

Михаил Поликарпович за время войны побывал в сражениях на Ленинградском, Сталинградском, Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах.

Всего за годы войны лейтенант Карпеев совершил 310 боевых вылетов, уничтожил 25 танков, 27 орудий, 40 автомобилей с военным грузом, 60 железнодорожных вагонов, сотни нацистов. Принимал участие в освобождении Харькова.

Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 29 июня 1945 года, когда летчику было всего 22 года. Высокую награду Михаил Карпеев получил за проведенные 100 успешных вылетов на самолетах ИЛ-2 с уничтожением вражеской техники и живой силы противника, 100 боевых вылетов на разведку, 110 боевых вылетов для связи с партизанами.

После войны Михаил Карпеев не покинул любимое дело. Он продолжал службу в Вооруженных Силах. В 1946-м прошел курсы повышения квалификации командиров эскадрилий, в 1952-м — окончил Военно-Воздушную академию и был назначен заместителем начальника учебно-летной подготовки Качинского авиационного училища летчиков.

В мае 1960-го переведен на должность начальника учебно-летного отдела в Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков. Михаил Поликарпович продолжал делиться боевым опытом с молодыми летчиками. Затем 4 года Карпеев служил в Афганистане. Там с 1962 по 1966 возглавлял кафедру тактики ВВС.

В 1978 году Михаил Карпеев уволен в запас в звании полковника авиации. На "гражданке" он работал на ХТЗ, продолжал вести военно-патриотическую работу среди молодежи в школах, вузах.

В канун 60-летия Великой Победы Указом президента Украины от 29 апреля 2005 года полковнику авиации в отставке Михаилу Поликарповичу присвоено звание генерал-майора.

Михаил Карпеев награжден: орденом Ленина, медалью «Золотая Звезда», двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны І степени, орденом Александра Невского, орденом Богдана Хмельницкого, орденом «За службу Отечеству в Вооруженных Силах» и 29 медалями.

Читайте також: