Десять фактов об Илье Репине

1923

На прошедшей неделе любители живописи и все харьковчане отметили одну из знаковых для региона дат – День рождения Ильи Репина.

Репин родился 5 августа 1844 года в Чугуеве. Его биография и главные работы широко известны. Поэтому остановимся на некоторых наиболее любопытных, драматичных или же курьезных фактах из жизни и творческой деятельности живописца.

Бродячий художник

В шестнадцать лет Репин ушел из дома. За 25 рублей в месяц он работал в кочевой иконописной артели. За четыре года ему удалось скопить 100 рублей и отправился в Санкт-Петербург в Академию художеств. Но с первого раза Репина в академию не приняли. Лишь вторая попытка оказалась удачной.

Уникальная палитра

Репин писал картины двумя руками одновременно. Работая у полотна, он стремился сделать как модно больший объем работы. Для этого художник изобрел палитру, которая крепилась к туловищу. Это позволило ему держать кисти и правой, и левой рукой.

Репинцы и антирепинцы

Картина «Бурлаки на Волге» сделала Репина знаменитым. Причем резонанс в среде любителей живописи был настолько мощным, что общество практически разделилось на репинцев и антирепинцы. Первые утверждали, что Репин сказал совершенно новое слово в изобразительном искусстве и, очевидно, были правы. Вторые считали, что Репин опустил высокое искусство до бытовых зарисовок.

Звучали упреки в непатриотичности. Министр путей сообщений граф Бобринский писал Репину:

«Ну скажите, ради Бога, какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю. Было бы патриотичнее не выставлять отрепанные онучи напоказ Европе на всемирных выставках».

Нападение на Ивана Грозного

Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» оказывала на зрителей огромное эмоциональное воздействие.

Картина досталась Третьякову за 14 500 рублей и вызвала настоящий фурор среди почтеннейшей публики в его галерее.

В 1913 году иконописец, старообрядец и сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов напал на картину и нанес три удара ножом по полотну. Драма имела некоторое продолжение. Узнав о порче полотна, хранитель Третьяковской галереи художник-пейзажист Георгий Хруслов бросился под поезд.

Картину восстановили.

Репина не пускали в Третьяковскую галерею

Репин годами работал над своими ключевыми полотнами, пытаясь довести их до некоей высшей формы совершенства. Появился исторический анекдот, согласно которому Репин дописывал даже те полотна, которые уже были выставлены в галереях.

Он приходил в Третьяковскую галерею и начинал подправлять висящие на стенах работы. Купец Третьяков, основавший галерею, приказал швейцарам не пускать Репина, если у него в руках были краски и палитра.

Картина Репина «Приплыли»

В речевом обиходе ранее была распространена фраза «Картина Репина «Приплыли». Она употреблялась для обозначения некоей кризисной ситуации и является аналогом реплик «Доигрались», «Дожились».

На самом деле картина «Приплыли», вернее она называется «Монахи. Не туда заехали», принадлежит кисти Льва Соловьева. Хранится ставшее историческим полотно в Сумском художественном музее.

А вот выражение «Картина Репина «Не ждали» имеет фактические основания. У Репина действительно есть полотно с таким названием. На нем изображена сцена возвращения домой ссыльного.

Самая дорогая картина Репина

Наиболее ценные работы Репина хранятся в музеях, и, понятное дело, они не продаются. Предложение купить, например, «Запорожцев» за огромную сумму будет просто отклонено. Такие работы Репина являются народным достоянием и априори не могут быть предметом торгов.

Поэтому самой дорогой картиной стала далеко не ключевая работа «Парижское кафе». В 2011 году на лондонском аукционе Christie's полотно было продано за 7,3 миллиона долларов.

Репин – мастер иллюстраций

Менее известная сторона деятельности Репина – создание иллюстраций к литературным произведениям. Работоспособность Репина была феноменальной. Помимо гигантских полотен он успевал создавать блестящие и остроумные иллюстрации к произведениям Толстого, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Лескова. Искусствоведы отмечают, что при обращении к творчеству разных авторов Репин варьировал и свой стиль: «Когда иллюстрирует Гоголя, он реалист, Толстого — он менторски тенденциозен, Пушкина и Лермонтова — он романтик».

Как создавались «Запорожцы»

В создании одной из самых знаменитых картин Репина «Запорожцы» принимали участие многие известные на тот момент личности. Они выступали в качестве моделей. Кошевой атаман Иван Сирко был написан с генерала Михаила Драгомирова.

В образе писаря запечатлен консультант художника историк Дмитрий Яворницкий.

Есть версии, что часть персонажей писалась с драматурга и актера Марка Кропивницкого, солиста Мариинского театра Федора Стравинского, знаменитого журналиста Владимира Гиляровского.

Репин в Харьковском музее

В Харьковском художественном музее Репину посвящён целый зал. Хотя в Харькове хранится лишь незначительная часть из творческого наследия живописца.

Главное полотно коллекции – вторая версия знаменитой картины «Запорожцы». Репин создал два варианта этого эпохального для своего творчества полотна.

Известное полотно Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» также было написано в двух вариантах. Один из них хранится в Харькове.

Всего в коллекции музея - больше живописных полотен и листов графики.

Читайте також: