"Воздушные дороги" Харькова
Макар, мама попросила сегодня посидеть с тобой, и я предлагаю пойти погулять по городу. Что скажешь?
Ух, ты! Здорово.
А что ты хочешь посмотреть?
Мост Стрелка. Мне папа о нем рассказывал. А еще давай возьмем Зилю с собой, можно?
Можно.
Наконец-то меня повезут смотреть что-то красивое, а не соседский двор.
Одним из самых старых мостов Первой столицы считается Лопанский. Точная дата его постройки неизвестна: исторические хроники свидетельствуют о том, что еще в 1745 году на этом месте находился деревянный мост, который к тому времени считался старым и требовал перестройки. В 1749–1750 годах его обновили, но уже в 1760 году новый мост сильно повредило половодьем, а еще через 20 лет он пришел в полную негодность. После этого его неоднократно перестраивали и реконструировали. Капитально отремонтировали Лопанский мост в 1832 году, когда готовились к проезду императора через Харьков.
Во время Великой Отечественной войны этот мост был практически разрушен, и в 1958 году здесь провели масштабную реконструкцию. Нынешний мост сделан из железобетона с использованием старых каменных опор. В оформлении использованы чугунные литые перила и столбы освещения, на берегах — каменные тумбы.
Если идти по Красношкольной набережной в сторону центра, можно попасть на Нетеченский мост (бывший Рыбный). Он построен в 1911 году. Перед этим мостом когда-то располагался большой рыбный рынок.
Чуть дальше Нетеченского находится самый молодой на сегодня мост в Харькове — новый подвесной. Он построен в 2010 году. Неподалеку от него когда-то находился старый подвесной мостик, скрипучий и шаткий, прозванный горожанами «Пьяным мостом».
Еще один старейший городской мост — Харьковский, через реку Харьков.
Точная дата его строительства также неизвестна. По данным 1767 года, в то время на реке Харьков были лишь две плотины, и только с 1770 года появляются первые письменные свидетельства существования моста. В 1901 году взамен деревянного был построен новый железный Харьковский мост на каменных опорах — первый в городе мост, который не повреждался при ежегодных весенних половодьях. Через него были проложены трамвайные линии, и с 23 октября 1923 года пущен трамвай. В годы Великой Отечественной войны мост и трамвайные пути пострадали, но после освобождения города, уже 30 августа 1943 года, движение трамваев здесь было восстановлено.
К слову, когда в феврале 1943-го немцы отступали из Харькова, они взорвали практически все мосты города. Восстанавливать «воздушные дороги» Первой столицы начали уже в августе 1943-го, и через три месяца после освобождения города было отремонтировано 13 мостов — достаточно для нормального транспортного и пешеходного сообщения.
Реку Харьков пересекает еще один мост — Подольский. Его построили в конце ХІХ в. Первая линия электрического трамвая — Петинская — была проложена именно через него. Там, где сейчас находится Подольский мост, во второй половине XIX века был большой остров площадью более гектара, его называли Васильевским. На острове, в частных садах устраивались платные гулянья с фейерверками и музыкой.
Есть на реке Харьков и Горбатый мост (официальное название — имени Юлия Чигирина). Выгнутая форма моста неслучайна: в прежние времена из-за нее здесь приходилось притормаживать «ванькам», разогнавшимся на крутой улице, которая сегодня носит имя маршала Бажанова.
Еще один мост был построен в 1963 г. через р. Лопань в створе Гончаровского бульвара (с августа 1973г - ул. Маршала Конева). Так, недалеко от этого места был расположен деревянный Дмитриевский мост. Он был полнофункциональным мостом: по нему осуществлялось двустороннее движение автотранспорта, гужевого транспорта и пешеходов. Деревянные опоры моста были защищены от ледоходов деревянными же ледорезами, обитыми сверху железными листами. Мост просуществовал до конца 60-х годов и к этому времени полностью исчерпал эксплуатационные ресурсы деревянного моста. В 200 метрах ниже по течению реки Лопань находилась плотина, поддерживающая уровень воды в харьковских реках. Это место показалось градостроителям более удобным для строительства нового моста, и они решили совместить мост и плотину. По новому (Гончаровскому) мосту пустили обводную ветку трамвая, соединяющую районы Холодной горы, вокзала и Москалевки, и несколько разгрузили, таким образом, центр города от транспорта. На отрезке Дмитриевский мост - стрелка рек Харьков и Лопань проводились соревнования по гребле на различных гребных судах: байдарках, каноэ, народных лодках, морских ялах. Около Дмитриевского моста была гребная база ДОСААФ.
Разумеется, это далеко не полный список харьковских мостов: в Первой столице насчитывается более полусотни путепроводов. И у каждого из них — свой создатель и своя история.