Церковь в центре Харькова, которую несколько раз перестраивали


wyrhqnonx5c80c8808.jpg

Мама, а раньше тоже так собирали деньги по постройки храмов, как и сейчас?

Очень похоже.

39vqrizmqiyos8sko8.jpg
2h4ulby4cgw0s0080s.jpg

Я представляют, как очень мучительно собирались нужные суммы. Особенно, если учесть, что их по несколько раз перестраивали.

А имена самых щедрых «помощников» увековечивали на табличках в церкви.

ht656fa3mq04g40c0o.jpg

У каждой украинской святыни судьбы разные и схожие одновременно. Радостные и печальные они являются сублимацией души народа и вместе с ней переживают духовные взлеты и падают в пропасть безверия, чтобы вновь возродиться в новых поколениях.

ed124a26590bb077f97672a4df9bfdcc.jpg

Городская черта, все дальше отступавшая от исторического центра внутри крепостных стен, во второй половине XVIII столетия настолько уплотнила городскую застройку, что заставила в качестве одной из мер подписать синодальный указ от 1771 года о закрытии рядом с оборонным периметром всех приходских (Николаевского, Троицкого, Успенского) кладбищ. Для новых захоронений были выделены земли в полукилометре севернее городской границы по Золочевскому шляху.

Согласно тому же указу рядом для совершения религиозных обрядов во время последних земных почестей была заложена и освящена небольшая деревянная церковь под гонтовой крышей в память о харьковских сестрах-Мироносицах, которые в 1701 году даровали Куряжскому монастырю купленную на общие деньги книгу.

Через десятилетие на повестке дня стал вопрос о строительстве на Жен-Мироносицком кладбище каменного храма. 12 марта 1781 года была получена разрешительная грамота и благословение протоиерея Михаила Шванского (1735 — 1790), а спустя год первый камень был заложен в основание будущей святыни. Освящение нового комплекса (рядом с церковью располагалась четырехколокольная звонница) состоялось 9 июня 1783 года.

1c4ef498f739be0d435e41ecdce3fd96.jpg

Ввиду разрастания Харькова как сердца Слобожанщины уже к началу XIX столетия кладбищенский оплот православной веры оказался внутри жилой застройки, и хотя номинально это северное предместье еще не входило в городскую черту, в 1803 году он официально храм наделен статусом приходского.

Для подтверждения нового высокого статуса в 1809 году попечением купца Ивана Тараканова было начато расширение существующего каменного храма. Так однопрестольный скромный по габаритам он значительно расширил свою площадь и увеличил количество своих алтарей до трех: святых Жен-Мироносиц, Святителя Николая и славы Креста Господня, причем последний стал главным, вследствие чего церковь получила новое имя, а спустя десять лет и новую колокольню.aa36653b919ef6620f49efad5de90425.jpgОднако результаты выполненной реконструкции не совсем устраивали увеличивавшуюся с каждым годом общину, вошедшего в 1822 году в городскую черту бывшего предместья – уже в 1830-х на повестке дня снова возникла проблема увеличения внутреннего пространства и осовременивания внешних фасадов. Сбор средств отложил начало реализации проекта до 1837 года.

Лишь стараниями местного мещанства и купечества завершение его 19 октября 1841 года стало реальностью – Параскева Тамбовцева, Иван Киткевич, Анна Безпальчева, надворный советник Крамаренков и церковный староста Иван Чекалов — их имена золотыми буквами были вписаны в историю церкви Креста Господня как самых крупнейших благотворителей на строительство. После этого святыня стала пятипрестольной, а в холодном храме добавились алтари в честь Тихвинской и Сергиевской икон Божьей Матери.15b5fce290a742d4f1214c200aa03920.jpgСпустя три десятилетия (1890 год) для увеличения внутреннего пространства по инициативе нового церковного старосты, купца 2-й гильдии Лаврентия Павловича Соколова с благословения архиепископа Харьковского и Ахтырского Амвросия (1820 – 1901) под руководством архитектора Михаила Ивановича Ловцова (1850 — 1907) была начата внутренняя перестройка церкви: ликвидирован теплый храм (престолы Жен-Мироносиц и Свято-Николаевский убраны), увеличены оконные проемы, поднята высота перекрытий, пересланы полы, изменен внутренний декор.

Беспощадное время спустя столетие привело колокольню храма Креста Господня в совершеннейшую ветхость, что послужило причиной ее перестройки в 1911 году. Причем ее высота стала второй в городской черте после Александровской звонницы.

Вооруженный переворот 1917-го, падение империи и безбожные коммунисты вычеркнули бывшую Жен-Мироноскую святыню Харькова из жизни, когда в виду нехватки места для строительства Театра массового музыкального действа в центре столицы советской Украины церковь попросту была взорвана 11 марта 1930 года.

Но из-за переноса центра УССР в Киев (1933) на полную реализацию масштабного строительства развлекательного центра средств не нашлось, и пустующую площадку приспособили под троллейбусный парк, который после Второй мировой войны превратился в один из городских зеленых островков со знаменитым фонтаном Зеркальная струя.

6b7c11e427251d2c00d52faf4d2981f9.jpg

Обретение Украиной независимости устранило все препоны на пути веры и ее святынь, что сделало возможным воплощение в жизнь возникшей в 2008 году идеи восстановления пусть и не совсем на прежнем месте церкви Жен-Мироносиц. Пять лет, титанические усилия и, наконец, долгожданное освящение построенного по проекту группы архитекторов во главе с Павлом Чечельницким храма состоялось 23 августа 2013 года.

Архитектура

Новая харьковская девятикупольная трехпрестольная храмовая жемчужина высотой 45 м выполнена в стиле украинского барокко с элементами Лиманской школы архитектуры заняла место в глубине зеленого сквера Победы, чтобы отражаясь в хрустальных водах Зеркальной струи стать воплощением изящества и красоты.

693ac28b4daf9faecb3122ea6c1d6cf1.jpg

Утонченность, помноженная на самобытность, породила на свет поистине уникальный проект: широкие профилированные карнизы, изящное обрамление арочных проемов в ступенчатых наличниках, чеканка дверей, балюстрады колокольной лоджии и входов боковых приделов, роскошный портал центрально входа с разорванным фронтоном, мозаичные панно в нишах, широкий фриз, восьмигранные башни центрального фасада под сомкнутой кровлей и, конечно же, девять куполов на высоких световых барабанах – взвешенность всех этих элементов в обрамлении барочных завитков при наличии множества стилизованных изображений креста как символа православия создают при довольно значительных размерах воздушный и одухотворенный облик.

По материалам: Zabytki.ua