Святой Николай, Йоль и Николин день


qntk0a19ibk0go48c0.jpg

Ура! Мне Святой Николай положил под подушку конфету! Значит, я себя хорошо вел весь год!

У нас нет Святого Николая, у нас всегда отмечали Николая Зимнего.

24n9ak72jkbo8s0ggw.jpg
1fa88ba4e98gwwssco.jpg

Мальчики, не спорьте! Какая разница как праздник называется, главное, что он есть.

Как какая разница? День Святого Николая отмечают в католических странах, а Николин День – в христианских.

ljp144dmmxc8s480o.jpg
dpilaj8gj4848ckcgw.jpg

И вообще в древности в этот день начинался такой праздник – Йоль. Он считался поворотом года.

Ух, ты! Как интересно! Один день – а тут столько праздников.

ijatos7p40g80c0go8.jpg

В католических странах Святой Николай стал прообразом Санта-Клауса. В ночь накануне праздника Святого Николая, перед тем как ложиться спать, около кровати дети кладут большие носки для подарков (в Украине подарок дети находят под подушкой). Считалось, если ребенок хорошо вел себя весь год, то на утро он найдет там конфеты, а если нет, то кусочек угля.

В Украине существует немало традиций, связанных с Николиным днем. Говорят, что на Николу зима с гвоздём ходит, крыши ладит, где снегом поукроет, где снегом подоткнёт, а где и гвоздь вколотит, чтобы снеговая дранка не сорвалась, чтобы в печной трубе пело и гудело — зима ледяной смолой латает крыши, окутывает снегом поплотнее.

Молодёжь начинала подготовку к святочным посиделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или вдовы, заготавливали дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного театра.

Под влиянием соседних национальностей - венгров, чехов и словаков - среди определённой части населения Закарпатья и других западных областей Украины в начале XX века устраивались обходы ряженых. Группа парней обходила дворы, раздавая подарки детям, а непослушным детям оставляли палку как предостережение на будущее.

У восточных славян чаще отмечают Николая зимнего или Николая угодника. Его издавна почитали наравне с Иисусом Христом и Богородицей. В народе даже бытовала легенда, что он должен был стать Богом, да отказался.

Могущество святого считалось почти беспредельным. Ведь на него, по характеру его деяний, тоже распространялось понятие «спасителя».

Пирогами встречали день Николы и зиму потчевали. Во многих местах с Николиного дня справляли так называемую «никольщину». Праздновали в течение нескольких дней, обязательно в складчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая.

Варить пиво на «Николая» - обычай древний. В одной колядке это пивоварение представляется как один из сакральных обычаев, на которых «держится мир»:

«Чому так нема, як було давно,

Як було давно, а з первовіку:

Святним Миколам пива не варять...»

В отличие от прочих — это праздник стариковский, представителей деревенских и сельских родов. Общее веселье и охота на пиво длятся не менее 3-4 дней, при съезде всех ближайших родственников, и непременно приглашались соседи. Неладно бывает тому, кто отказывается от складчины и уклоняется от празднования: такого хозяина изводят насмешками в течение круглого года. «На Никольщину зови друга, зови ворога — оба будут друзья. На братчину ездят незваны. Братчина судит, ватага — рядит. Николыцина красна пивом да пирогами». За общим столом решались вопросы общины, спорщики примирялись и угощались, делились новостями, вели беседы о мироустройстве. Молодёжь гуляла, забавлялись зимними потехами

В Купянском уезде в Харьковской губернии на Варварин, Савин и Николин дни производили так называемые «Миколыни святки». В эти дни варили кутью и узвар, чтобы в следующем году был урожай на плоды и жито. Над Збручем в Николин день проходил второй «полаз». В окрестностях Киева ещё в конце XIX — начале XX веков устраивались обходы в честь Николая, похожие на рождественские колядования. Группа парней обходила дворы, пели песню: «Ішов Микола лужком, бережком, святий Миколай, лужком, бережком...».

Бытует мнение, что Николин день был основан на языческом празднике – Йоль. Из всех празднеств наших предков именно этот праздник считался самым главным, священным и могущественным. По традиции Йоль длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов». От первого заката солнца и до последнего рассвета - брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершиться жребий богов и вращается веретено богини Судьбы - Урд.

Считалось, что в эти ночи все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, тролли и эльфы беседуют с людьми, мертвые выходят из Нижних Миров; те же из людей, кто часто общается с Миром Иным, на время покидают свои тела и присоединяются к всадникам Дикой Охоты, или же становятся вервольфами и прочими духами.

Также Йоль - дни великого пира и праздника, в которые все члены клана (семьи) собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и узреть возрожденный мир. Неслучайно элементы Йоля сохранились и в христианском Рождестве - как, например, вечнозеленое дерево, символизирующее жизнь, которая продолжится и после зимних холодов.

В дни праздника дети ходили из дома в дом с подарками в виде гвоздики и яблок, которые лежали в корзинах из ветвей вечнозелёных растений и стеблей пшеницы, посыпанных мукой. Яблоки представляли солнце, ветви символизировали бессмертие, стебли пшеницы изображали урожай, а мука означала успех, свет и жизнь. Падуб, омела и плющ были украшением не только снаружи, но и внутри домов, чтобы пригласить природных духов принять участие в празднике. Ветку падуба хранили около двери весь год как постоянное приглашение счастливой судьбе посетить обитателей дома.

Заканчивается Йоль на «тринадцатую ночь», то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря), или же 1-2 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря).

Следующий день считался «днем судьбы» - все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года. Оттуда и повелось - «как Новый год встретишь, так его и проведешь». Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Тринадцатой Ночи» и самые сильные слова - те, что сказаны в эту ночь.