Степень дозволенности: что запрещено охранникам магазинов


29gev4f50q1woo40ww.jpg

Элька, почему вы так долго?

Да нас в супермаркете охранник задержал.

blqujrp53a0cw4ww4.jpg
al9jm7kxu2o048gw48.jpg

А что случилось?

Когда мы заходили в магазин, Макар забыл, что у него в кармане была жвачка.

563r04gmuc0844woko.jpg
23sk8ytgnwro8cwo0w.jpg

А при оплате на кассе попросили дать мелочь. Я начал вынимать монеты, и из кармана выпала жвачка.

И что дальше?

9f0lsya6kz4scosksg.jpg
2vekzhj5mew44wksog.jpg

Подлетел охранник и начал орать на нас, что мы ворье. А самое интересное, что на упаковке со жвачкой была дата прошлогодняя, но для него это не стало аргументом.

Как правило, охрана торговых центров осуществляется силами либо штатных сотрудников, которые действуют на основании соответствующих должностных инструкций, либо привлеченными лицензированными негосударственными охранными агентствами. По словам юристов и те, и другие имеют практически одинаковый круг прав, и по большому счету они мало чем отличаются от прав любого обычного гражданина.

«Негосударственная охрана не имеет права использовать ни оружие, ни другие травматические и специальные средства, проводить обыск физических лиц или осмотр их имущества, применять силу, доставлять в отделения полиции. Все эти действия могут делать только сотрудники правоохранительных органов и государственная служба охраны. Поэтому в случае явных признаков преступления или правонарушения охрана магазина обязана вызывать правоохранительные органы», - объяснил «ГХ» юрист Роман Чумак.

По его словам, максимум, что может сделать охранник - задержать человека до приезда наряда полиции.

«Если же охрана имеет намерение задержать, а тем более провести осмотр вещей или обыск, нелишне ей напомнить, что делать это может только полиция, а стремления уподобиться последней – это самоуправство, что подпадает под статьи уголовного или административного кодексов. В любом случае, невинно пострадавший от неоправданных подозрений и неправомерных действий охраны имеет право на возмещение ущерба», - подчеркнул юрист.

Кроме того, посетитель не обязан оставлять вещи в камерах хранения. Особенно если там находится объявление о том, что администрация за их сохранность ответственности не несет.

«Если охранник настаивает на том, чтобы вы сдали сумку или рюкзак в камеру, вежливо откажите. Мол, если при выходе сработают магнитные рамки, тогда и будем разговаривать. Если же на кассе они действительно сработают - для досмотра личных вещей требуйте полицию. Стоит также помнить, что факт воровства налицо только в том случае, если покупатель пронес товар через линию касс и не заплатил за него. Во всех остальных случаях, даже если вы нечаянно положили что-то в карман или пакет, но собираетесь заплатить за это, все претензии охранников являются необоснованными, как и тогда, если вы просто забыли в кармане или сумочке аналогичные товары, которые есть в магазине, но вы их приобрели еще до захода в супермаркет», - рассказал Роман Чумак.

Охранникам запрещено:

- обыскивать покупателей и рыться в чужих сумках или пакетах;

- принуждать оставлять вещи в камере хранения;

- хватать покупателей за части тела и одежду, надевать наручники и вообще применять силу и спецсредства, кроме случаев, когда посетитель угрожает жизни, здоровью или имуществу других людей;

- обращаться к людям в неуважительной форме, оскорблять, угрожать арестом, задержанием или иным наказанием;

- препятствовать покупателям входить в открытый торговый зал или выходить из него;

- принуждать покупателей покинуть открытый торговый зал;

- запрещать фотосъемку в торговом зале, отбирать фотоаппараты и требовать удаления фотографий, отбирать другие принадлежащие покупателям вещи.