Старый харьковский цирк: легенда о свадебном подарке


1so38r7wrog0swgs4g.jpg

Я хочу учиться в цирковой студии.

Ты уже большой, чтобы начинать.

29hsuroqr44k8w88gg.jpg
qqpld0ji8lc0s8sok4.jpg

Может ты что-то другое выберешь для себя?

Я хочу быть дрессировщиком хищников.

leffg1uq45s8gc4s4w.jpg
sr8plepyhkgskc088o.jpg

Зиля, берегись! Я уже представляю, что первым его «хищником» станешь ты. И будешь прыгать с тумбы на тумбу.

Цирк - это особая, сказочная страна, попадая в которую даже взрослые испытывают детский восторг, неожиданное удивление, искреннее восхищение. Клоуны, гимнасты, эквилибристы, дрессировщики и жонглеры - все они обладают уникальной магией циркового искусства.

2640a0693d420c314d12f85c8ccc9b9b.jpg

Харьков всегда был цирковым городом - первые уличные представления в столице Слобожанщины проходили еще в XVIII веке. Тогда труппа из Москвы развлекала горожан небольшими пьесами в ярмарочном балагане, а под открытым небом выступали клоуны, фокусники и дрессировщики медведей. В начале 19 века уже около шести бродячих трупп комедиантов давали представления в нашем городе с весны до осени.

Тогда духовенство было ярым противником цирковых выступлений: артисты разыгрывали представления на крупных площадях по соседству с храмами и даже во время богослужений. Поэтому представители церкви не раз просили запретить выступления во время заутрени и обедни. Цирковым артистам разрешили развлекать народ на базарных площадях – на Рыбной (теперь это улица Кооперативная), Михайловской (ныне – площадь Героев Небесной сотни) и Мироносицкой площадях.

Уже в 1830-е годы цирковые труппы существенно улучшили репертуары постановок и состав – в город, кроме комедиантов, стали приезжать акробаты, жонглеры и наездники.

Богатые харьковчане достаточно долго игнорировали уличные труппы. Цирковое искусство привлекло высший свет только во второй половине XIX века.

С середины XIX века антрепренеры бродячих трупп, стремясь опередить друг друга, добивались от городских властей разрешения на цирковые выступления. Саламанский, Сур, Велле, Чинизелли, Годфруа, братья Никитины, Грикке вели острую конкурентную борьбу за право показывать свои программы в Харькове.

Временные постройки для заезжих артистов в Харькове появились в конце XIX века. Наряду с шапито стали появляться более или менее стационарные здания цирков.

Тогда же в столице Слобожанщины начали строить деревянные временные цирки. Первое такое сооружение принадлежало прусскому подданному Вильгельму Суру. Он взял в аренду землю на ул. Московской, и в 1862 году там появился временный деревянный цирк. А спустя пять лет бревенчатую постройку обнесли кирпичной стеной, укрыли парусиной. В 100 метрах от здания устроили специальные печи, тепло из которых переходило по трубам в помещение, где располагались зрители. Это позволило проводить выступления поздней осенью и даже зимой.

В 1868 году по соседству с цирком Сура появился еще один деревянный балаган. Его владелец Жозеф Дерсен, директор московского цирка, проблему конкуренции и лояльности городских властей решил просто: он дал несколько представлений, а половину вырученной суммы подарил жителям Харькова, пострадавшим от пожара 12 августа 1868 года.

Сохранились сведения о том, что в 1881 году французские антрепренеры братья Годфруа построили на Торговой площади (ныне пл. Павловской) деревянный цирк с правом показа представлений в течение пяти лет.

В 1883 году братья Никитины (основатели Московского стационарного цирка) также поставили на одной из площадей города деревянный цирк. Так родился стационарный цирк в Харькове.

Первый каменный цирк появился в Харькове чуть больше века назад, в 1906 году. Замысел, как и само заведение, принадлежали купцу Генриху Грикке, который сколотил состояние на оранжерейном деле. Одна из легенд старого цирка гласит, что сын купца Грикке влюбился в цирковую наездницу и женился на ней. Якобы красавица мечтала о своем цирке, и цирк Грикке стал свадебным подарком. Но это только легенда.

На самом деле владелец целой сети магазинов создал цирк-театр как очередной коммерческий проект.

Согласно плану архитектора Хрусталева, на Жандармской площади (ныне – Национальной Гвардии) построили здание с передовыми пожарными приборами, электрическим освещением, калориферным отоплением. Оно было сооружено по типу цирка братьев Франкони в Париже, ставшего образцом цирковых стационарных зданий конца XIX века.

Внутренняя архитектура помещения позволяла показывать крупные цирковые пантомимы, используя для этого не только тринадцатиметровый (в диаметре) манеж, но и имеющуюся сцену. Этот проект был удобен и для театральных спектаклей: манеж быстро трансформировался в зрительный зал.

17d0200d266c0ffb8fb9881883e168d3.jpg

В цирке Грикке можно было не только наблюдать за гимнастами, парящими под куполом, но и слушать водевили и оперетты – акустика в зале до сих пор идеальная, слово, сказанное вполголоса, слышно даже на галерке. Голубые потолки украшены изящной лепниной, не цирк, а театр - перед концертами и вокальными представлениями манеж снимали, перед сценой расставляли кресла и стулья.

В Харьковском театре-цирке выступали не только акробаты, жонглеры, дрессировщики, комики, но и театральные труппы М. Л. Кропивницкого, П. К. Саксаганского, М. К. Садовскогою

В конце XIX века цирк переживал глубокий кризис. Актеры подвергались нещадной эксплуатации ради наживы содержателей цирка. За малейшую провинность хозяин мог выгнать артиста. Ненамного улучшилось положение цирковых трупп и тогда, когда в 1914 году в России был создан профсоюз артистов варьете и цирков. На арене царили пошлость, грубость, жестокость, исполнялись антре и репризы, унижающие человеческое достоинство, распевались низкопробные куплеты, отпускались грубые шутки.

Однако надо сказать, что, несмотря на общий упадок циркового искусства, жестокий полицейский режим, популярная в народе русская сатирическая публицистическая клоунада выдвигала своих корифеев. Были и наездники, и канатоходцы, и борцы с мировыми именами. Правда, часто эти имена звучали для русского уха непривычно, по-иностранному, но иначе в большой цирк было не пробиться.

Справедливости ради заметим, что по-настоящему народным цирк стал только после революции 1917 года. Советский многонациональный цирк унаследовал все лучшее, что было создано в дореволюционной России. Главным в цирковом искусстве стал показ физической красоты человека, сильного телом и смелого духом.

Среди клоунов-сатириков, выступавших в первые годы Советской власти в Харькове, особенной популярностью пользовались Виталий Лазаренко и сын известного клоуна-дрессировщика Анатолия Леонидовича Дурова — Анатолий Дуров.

9908ec4ea312d529975511a014f6d062.jpg

В 30-е годы был произведен капитальный ремонт с достройкой Харьковского государственного цирка (так цирк Грикке стал называться после революции). Здание перестроили: арену сделали стационарной, верхний ярус сцены определили под оркестровую площадку, а нижний приспособили под артистический выход

В 1932 году цирк возглавил выдающийся деятель циркового искусства заслуженный работник культуры УССР Фред Дмитриевич Яшинов (1901-1987 г.г). Он был директором цирка до 1982 года. Параллельно он руководил летним Днепропетровским цирком - капитальным зданием, построенным под его руководством в послевоенные годы.

При непосредственном участии Фреда Яшинова были подготовлены многие новые номера, аттракционы и целые программы. Среди очевидных заслуг первого директора Харьковского государственного цирка - реконструкция конюшен и создание гримуборных для артистов.

cec80034f1a72488ea98a5df1eb9ee08.jpg

Именно он дал путевку в жизнь народной артистке СССР, Герою Социалистического труда, харьковчанке Ирине Николаевне Бугримовой - первой советской дрессировщице хищных животных.

Отметим, что на сегодняшний день, площадь, на которой находится новый Харьковский цирк, носит ее имя. К марту 2010 года, к 100-летию со дня ее рождения планировалось установить памятник в ее честь. Но до сих пор памятник, к сожалению, не установили.

Во время Великой Отечественной войны здание цирка уцелело чудом. Оккупанты организовали там колбасную фабрику, а когда отступали, заминировали его. Спасла строение жена одного из артистов – она работала у немцев уборщицей и видела, где те закладывали взрывчатку. После того как советские войска вошли в город, женщина с точностью до полуметра указала на месторасположение мин.

fca85a736476137b921ae8ee961e08bb.jpg

Харьковский цирк одним из первых дал представления сразу же после освобождения.

Старое здание по-прежнему верно служит развитию цирка. С 1975 года в нем открылся Харьковский филиал Всесоюзной дирекции по подготовке цирковых программ, аттракционов и номеров. Директором и художественный руководителем филиала стал Евгений Моисеевич Зискинд, почти двадцать лет проработавший главным режиссером Харьковского цирка. Именно здесь рождались прекрасные костюмы, реквизит и оформление тех новых оригинальных номеров, которые входили в единую систему «циркового конвейера» страны.

0ed235cee882ed8d36b5e51f5929e5c3.jpg

Многие аттракционы, которые увидели советские и зарубежные зрители, созданы в Харьковском филиале Всесоюзной дирекции по подготовке цирковых программ. Здесь родились такие крупные аттракционы, как «Гималайские медведи» заслуженного артиста РСФСР Луиджи Безано, «Львы» заслуженной артистки РСФСР Ольги Борисовой, «Африканские львы-великаны» Николая Сквирского, «Иллюзионный аттракцион» Анатолия Фурманова, «Необыкновенная олимпиада» Виталия Пузакова, «Атлет и лев» Виктора Ярославцева, «Среди хищников» Вальтера Запашного, «Экзотические животные» Степана Исаакяна и многие другие.

По материалам сайта «Шукач»