Скрипач, покоривший сердца харьковчан
Элька, ты долго еще будешь пиликать?
Во-первых – я не пилиликаю, а во-вторых - чтобы стать известным музыкантом, нужно много трудиться.
Я же спать хочу.
А вот нечего спать целыми днями.
Братишка, ты же знаешь, что я хочу стать как Горский, поэтому потерпи еще минут 10 моей репетиции.
Два города побратима — Харьков и Познань — связывает имя музыканта Константина Горского.
Он родился 13 июня 1859 года в городке Лида под Гродно в Беларуси. Сначала учился в Гродно, затем — в Первой филологической гимназии в Вильне. Музыкальное образование начал в Музыкальном институте знаменитого скрипача Аполлинария Контского в Варшаве, после учился в консерватории Санкт-Петербурга, которую окончил в 1881 году по классу скрипки, получив Большую серебряную медаль и звание «Свободный художник». Педагогом его был известный венгерский скрипач Леопольд Ауэр. Годом позже Константин Горский окончил класс композиции и инструментовки выдающегося композитора Николая Римского-Корсакова.
В 1890 году, совершив длительное восьмилетнее путешествие по России и Грузии, через Пензу, Саратов и Тбилиси, Константин Горский прибыл в Харьков. Здесь он прожил 29 лет.
В «Кратком обзоре деятельности Харьковского отделения Императорского русского музыкального общества» педантично отмечено:
«На место выбывшего преподавателя по классу скрипки Шпора приглашен Константин Киприанович Горский, свободный художник Санкт-Петербургской консерватории, ученик Ауэра, а по классу игры на фаготе и флейте Франц Войтехович Кучера, окончивший курс в Пражской консерватории, принявший на себя также обязанность исполнения на альте в струнном квартете. С приглашением г. Кучера явилась наконец возможность с этого сезона образовать постоянный, в одном и том же составе, струнный квартет из преподавателей музыкального училища...»
«Харьковский» период в жизни композитора стал временем активной деятельности. Этому человеку прекрасно удавалось совмещать педагогическую работу (он преподавал в Харьковском музыкальном училище) с общественной (был одним из основателей культурного общества «Дом Польский» в Харькове) и концертной деятельностью (работал дирижером симфонического оркестра, а также руководил церковным и польским хорами, основанными им же в католическом приходе). При этом Константин Горский оставался обожаемым публикой скрипачом и ценимым другими композиторами интерпретатором их произведений. Большое уважение питал к нему Петр Ильич Чайковский, считая одним из лучших исполнителей своего скрипичного концерта D-dur №1.
Политические и экономические изменения, а особенно Октябрьская революция 1917 года, оказали значительное влияние на жизнь Константина Горского. В условиях надвигающейся гражданской войны, не видя возможности продолжать в Харькове творческую деятельность, маэстро вместе с семьей вернулся в Польшу.
Сначала он жил в Варшаве, работал тапером в кинотеатрах «Колизей» и «Водевиль», а затем переехал в Познань, где на должности концертмейстера оркестра Большого театра имени Ст. Монюшко проработал до конца жизни.
Уже после смерти композитора, в 1927 году, дождалась постановки его опера «Маргер». В межвоенный период были исполнены и другие его произведения, в том числе Missa Solemnis Es-dur (исполнители — хор имени Ст. Монюшко в Познани), симфоническая поэма «Зачарованный круг» и «Органная фантазия» f-moll. Это произведение для органа впервые было исполнено в 1920 году Антонием Карнашевским в Варшавской филармонии, три года спустя — Феликсом Нововейским, во время праздника, посвященного Н. Копернику в Познанском университете. Это произведение Горского исполняется до сего дня с неослабевающим успехом.