Рождественские традиции Первой столицы


304jr4pl9zuoo4sgcs.jpg

Родители, а там наша Элька чего-то сидит и причитает.

О чем?

emvmygo3mpkwwwoc0o.jpg
qdsbhlf35mow0kg84g.jpg

О каком-то бале-маскараде.

А я, кажется, знаю. Около 200 лет назад в Харьковской губернии перед проводился бал-маскарад.

Лет 200 назад Новый год отмечали с меньшим размахом, чем Рождество Христово. Харьковчане готовились к Рождеству заранее и обстоятельно. Многие богатые помещики Харьковской губернии еще задолго до Нового года съезжались в Харьков, где у большинства были свои дома, у остальных — заранее приготовленные квартиры. Проживание в губернском городе было вызвано необходимостью присутствовать на самой крупной харьковской ярмарке — крещенской, которая начиналась 6 января и продолжалась до начала февраля. В первой половине XIX века оборот этого грандиозного мероприятия достигал 20 млн руб. Здесь сбывали всю продукцию, произведенную в имениях, главным образом крупный рогатый скот, овец, лошадей, хлеб. Сюда приезжало и больше всего заграничных купцов.

Еще перед Новым годом приезжие из имений попадали в ритм почти столичной жизни: театр, постоянные приемы, обеды, балы в дворянском собрании, у предводителя губернского дворянства, губернатора и вице-губернатора, других высоких чиновников и просто богатых дворян. Губернатор, как правило, устраивал бал-маскарад. В лучшие годы на этом балу присутствовали до 300 масок. Костюмы большинство его участников шили в Москве или Санкт-Петербурге, а если в Харькове — то из самых лучших тканей, также заказанных в столицах.

Вечер перед Новым годом посвящался детям. Наиболее многодетные дворянские семьи новогоднюю елку устраивали непременно, на нее приглашали семьи родственников либо друзей с детьми: лес стоил дорого, а елка, по традициям того времени, нужна была большая. Кроме того, специальных елочных украшений изготовлялось мало, да и производились они в Германии, поэтому стоили очень дорого. И большинство предпочитало заворачивать в блестящую бумагу яблоки, орехи, пряники. Дерево (непременно ель) привозили за день до Нового года, а украшали вечером 30 декабря, когда младшие дети уже спали.

В начале XIX века лучшие новогодние детские торжества устраивали семейства Шидловских. Четверо братьев Шидловских с семьями и близкими родственниками составляли приличную компанию, кроме того, на праздник приглашали крестников, каких у них было немало. Елка, которую устраивал в 1804 году Григорий Романович Шидловский, обошлась ему в 650 руб. серебром — для некоторых такая сумма составляла годовой доход имения. Большую елку со множеством гостей устраивали также губернатор Иван Бахтин, губернский предводитель дворянства Андрей Федорович Квитка.

Празднество, как правило, завершалось фейерверком, а у губернатора и предводителя дворянства — еще и пальбой из пушек. В 30–40-е годы XIX столетия новогодняя елка была предметом гордости у дворян Алферовых, Савичей, Хорватов, Шабельских, князя Трубецкого.

В начале 1830-х годов в Харькове блистал известный светский лев Дмитрий Николаевич Алфераки. О балах, обедах, домашних театральных постановках, маскарадах, устраиваемых им здесь, часто писали современники. Его имения располагались в Змиевском уезде Харьковской губернии и Ростовском уезде Екатеринославской губернии, в Харькове у Алфераки был двухэтажный дворец с большим количеством флигелей, служб, оранжереей, картинной галереей, конюшней с чистокровными лошадьми.

Во время рождественских катаний на санях по Екатеринославской улице можно было увидеть не только дворянские фамилии, но и многие купеческие, особенно из тех, которые желали удачно выдать замуж дочь.

Немногие купцы в то время приглашались в дворянское собрание, посещали театр. «Свои» вечера обычно проводились в домах самых богатых из них: Ломакина, Кувшинникова, Кузина. Как и большинство харьковских обывателей, купцы непременно ходили на кулачные бои, устраиваемые на льду рек Харьков и Лопань, иногда и сами принимали в них участие. Надо отметить, что более активно проводить новогодние и рождественские праздники купечеству и мещанству препятствовало участие в крещенской ярмарке, от которой во многом зависело состояние доходов. Большинство обывателей в праздничные дни посещали службы в храмах; не жаловались на отсутствие посетителей в дни ярмарки шинки и кабаки. А многие дети о существовании новогодней елки даже не знали.