Памятник поэту, который несколько раз сменил свою «прописку» в Харькове


1n0wekmmglvookw48w.jpg

А это правда, что памятник Пушкину взрывали?

Правда. К счастью, на нем повредились только плиты, а сам бюст не пострадал. 

o069tx7xp80s4k4kg8.jpg
ckfo9z8a0hwggo08oo.jpg

И почему этим взрывателям не жалко работы скульптора, который изваял этот памятник.

Мощный импульс, который предало социально-экономическому развитию Харькова открытие в 1805 году университета, за несколько лет за счет притока приглашенных иностранных специалистов вывел город на международную арену, что в свою очередь дало толчок к значительному увеличению численности его населения и расширению территории. Там, где веками высились крепостные валы и дорогу путнику преграждали непроходимые лесные чащи, пролегли новые городские улицы с роскошными и не очень городскими усадьбами.

Первые десять дворовых мест по будущей улице Пушкинской, а тогда новой Немецкой улице были отданы местным советом в распоряжение приехавших по приглашению Василия Назаровича Каразина ремесленников-иностранцев, которые наряду с преподавательским составом университета стали прародителями многочисленной харьковской немецкой общины.

Застройка, ставшей одной из основных магистралей города, Немецкой улицы шла ускоренными темпами — уже к середине XIX столетия ее протяженность увеличилась от первоначальной в пять раз и достигла улицы Каплуновской (ныне Искусств) на северной харьковской окраине, преимущественно состоя из представителей городской усадебной архитектуры.

В 1899 году состоялось с большой помпой имперское принудительное празднование столетнего юбилея Александра Сергеевича Пушкина. Харьковские же чиновники решили в честь празднования переименовать Немецкую улицу именем российского поэта. Правда, запланированное открытие памятника тогда так и не состоялось – любовь харьковчан к северному фавориту муз не распространялась так далеко, и денег в казне на это не нашлось.

Открытие бюста А.С. Пушкину на высоком гранитном пьедестале, созданного по проекту украинского скульптора Бориса Васильевича Эдуардса в самом начале Театрального сквера (изначально планировалось установить на Сергиевской площади, но петербургское начальство потребовало изыскать место в самом центре города), состоялось лишь 26 мая 1904 года.

А уже 1 ноября того же года памятник поэту был подорван членами подпольной организации «Оборона Украины», правда, урон был нанесен лишь колонне-основанию, с которой откололось несколько плит.

Архитектура

Харьковский памятник Александру Пушкину, возвышающийся на трехметровой колонне-постаменте одетой в гранитные плиты с подгрудным бюстом и лаконичной надписью, ныне занимает в конце Театрального сквера, служа визуальным противовесом каменному изваянию классика украинской литературы Николая Васильевича Гоголя.

Сам бюст поэта Золотого века представляет собой типичное изображение Пушкина с характерными бакенбардами и шевелюрой в мелких завитках в обрамлении сюртучного воротника и роскошного нашейного банта. Его взгляд, опущенный влево, печален и несколько загадочен, хотя в легком изгибе губ под определенным ракурсом и проглядывается чуть насмешливая улыбка.