От скандала до триумфа. С чего начиналась оперетта


hhiidjgbwy880kwws8.jpg

А поехали все вместе в театр?

Фу, театр!

nb0qlkkelmo084oogc.jpg
afp8zwcmuqwo48cgwc.jpg

Ничего ты не понимаешь. Это ведь оперетта – музыка, танцы, песни.

Дожились, семейный досуг уже организовывают дети.

ke022t1wkw048kkc0k.jpg
picas989u28s0swgso.jpg

А где ты достала билеты? Ведь на сегодняшнее представление ожидается аншлаг.

У меня не просто билеты, нас даже за кулисы пустят.

6ho2mzgok44cwoso8w.jpg

21 октября 1858 года в Париже, в театре «Буфф-Паризьен», состоялась премьера спектакля Жака Оффенбаха «Орфей в аду». И, возможно, она не имела бы таких последствий для истории театра – если бы не плохое настроение «короля французских критиков» Жюля Жанена. Он выдал разгромную рецензию на спектакль, обвиняя постановщиков в издевательстве над «священной античностью». В ответ Гектор Кремье, автор либретто «Орфея в аду», публично сознался, что некоторые идеи позаимствовал из фельетонов самого Жанена.

Разразился грандиозный скандал. Кассы «Буфф-Паризьен» штурмовала публика. Спектакль пользовался бешеным успехом и шел каждый день. Оффенбах был вынужден приостановить представления из-за усталости актеров, но вскоре спектакли возобновились и выдержали около 2000 представлений.

Вот так, со скандала и триумфа, началась история оперетты. Так живет она и по сей день: неприятие критиков, пренебрежение коллег, скандалы в прессе – и при этом шумное восхищение публики!

В 1868 году оперетта «поселилась» в Российской империи. Более полувека спустя, в июле 1929 года, правительство уже Советской Украины постановило: «Создать в Харькове Украинский государственный театр музыкальной комедии».

«Домом» музыкальной комедии стала сцена бывшего театра «Муссури». Основателями – группа «березильцев», учеников выдающегося украинского режиссера Леся Курбаса: Борис Балабан, Януарий Бортник, Богдан Крыжановский. Именно они заложили здесь традиции актерской игры, музыкальной и режиссерской интерпретации.

Балабан стал первым главным режиссером театра. Для премьеры он выбрал тот самый спектакль Оффенбаха – «Орфей в аду». Текст пьесы «осовременил» Остап Вишня. Композиторы Анатолий Рябов и Юлий Мейтус дополнили музыку Оффенбаха танцевальными номерами, куплетами и мелодиями, написанными специально к юмористическим диалогам Остапа Вишни. И 1 ноября 1929 года театр открылся экстравагантной премьерой – «Орфей у пеклi».

Коллектив изначально воплощал дух смелого новаторства и творческого поиска. И вскоре от "осовременивания" классических пьес ("Орфей в аду", "Запорожец за Дунаем", "Роз-Мари") театр перешел к созданию принципиально нового репертуара.

В 30-е годы харьковскую сцену называли настоящей творческой лабораторией украинской оперетты. Что не означало отказа от европейской классики – с афиш не сходили имена Кальмана, Штрауса, Легара, Оффенбаха.

Но 6 октября 1933 года стало черным днем в истории театра. Газета «Вiстi ВУЦВК» опубликовала постановление правительства о лишении Леся Курбаса почетного звания народного артиста республики. Все ученики Курбаса были сняты с руководящих постов в театрах, в коллективах началась яростная борьба с «формализмом», который «губительно действовал на здоровое украинское советское сценическое искусство». Украинизация в стране закончилась – началась русификация.

Главным режиссером Харьковского театра музкомедии назначают молодого режиссера Михаила Аваха, требуя от него «беспощадной борьбы с формализмом и буржуазным национализмом». К чести режиссера, борьбу он начал с постановок «неовенской классики» - оперетт «Марица», «Сильва», «Баядера» Имре Кальмана и «Веселая вдова» Франса Легара. Он ставил спектакли сам, привлекая к постановкам опытных режиссеров и актеров – Д. Джусто, В. Рапопорта, к переводам текстов на украинский – талантливых литераторов М. Семенко, В. Сокола, И. Муратова.

Дружба главного режиссера с главным дирижером театра, композитором Алексеем Рябовым, привела к появлению творческого трио — Авах, Рябов и Леонид Юхвид. В 1935 году они начали работу над «Сорочинской ярмаркой» Гоголя и создали необычайно яркий спектакль, открывший новую страницу в музыкально-драматическом искусстве. Одним из персонажей стал сам Гоголь, комментирующий происходящее на сцене.

В 1937 году то же трио приступило к созданию музыкальной комедии «Майская ночь», премьера которой имела огромный успех и получила похвальные рецензии в прессе. Театроведы и публика единодушно объявили «Майскую ночь» новой победой харьковского театра музкомедии.

4 ноября 1937 года состоялась премьера героико-романтической оперетты «Свадьба в Малиновке», которой было суждено более семи десятков лет украшать репертуар многих театров. И не только Украины, но и всех республик бывшего Союза.

Незадолго до оккупации Харькова, в октябре 1941 года, театр эвакуировали в Среднюю Азию. В тяжелом жарком климате, при нехватке самого необходимого, артисты и постановщики продолжали представления. Среди первых была, конечно, классика: «Сильва», «Марица», «Веселая вдова» и «Баядера». Но к осени 1942 года репертуар вырос до 14 спектаклей: «Сорочинський ярмарок», «Свадьба в Малиновке», «Взаимная любовь», драма Константина Симонова «Русские люди». Здесь же, на материале узбекского фольклора, харьковчанами была написана остроумная музыкальная комедия «Ходжа Насреддин». Театр объехал Бухару, Ашхабад, Термез, Фергану и Фрунзе. Но самыми плодотворными были 100 дней в Самарканде. Здесь на спектаклях харьковской оперетты побывало 100 тысяч зрителей. Каждое представление завершали долгие аплодисменты. Здесь впервые увидели свет новые постановки: «Ярмарка невест», «Роз-Мари», «Раскинулось море широко». Кроме спектаклей театр дал в Самарканде и 92 «шефских» концерта. 23 августа 1943 года Харьков был освобожден от фашистов. И уже через неделю, 1 сентября, в городе начались выступления актеров оперетты. Специальная концертная бригада была создана из артистов, которым посчастливилось пережить оккупацию. Они давали концерты и в госпиталях, и на передовой линии фронта.

После войны страна возрождалась из руин. В театре это был период поиска нового, отвечающего эпохе, репертуара. Отдыхать от военных и трудовых битв и радоваться жизни – вот что требовалось зрителям. Они с интересом следили за героями «костюмной», но эффектной постановки «Дочь фельдмаршала», сопереживали героиням «Девичьего переполоха» Юрия Милютина. Не забыли и об украинской классике. Вновь были поставлены «Вий», «Майская ночь», «Сорочинський ярмарок», «Сватання на Гончарівці».

В 70-80-е театр обратился к классике мировой литературы, а в рецензиях все чаще звучало слово «впервые». В начале 80-х Александр Барсегян поставил мюзикл «Сестра Кэрри» Раймонда Паулса. Спектакль был новаторским для музыкальной комедии: впервые в «легком» жанре появились черты трагедии, с ее философской проблематикой.

И тогда же появился «феномен современного танцевального искусства». Так назвала критика спектакль хореографических миниатюр «Ритм-балет» в постановке А. Якубова. Этот же мастер, впервые в музыкальной комедии, поставил настоящий балетный спектакль – «Бэмби» Игоря Ковача.

В 1986 году Харьковский театр музыкальной комедии снова потряс театральную общественность страны – постановкой рок-оперы «Юнона» и «Авось» Алексея Рыбникова. Этот ряд продолжили «Монарх, блудница и монах» Александра Журбина по драматической новелле Томаса Манна, «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Л. Уэббера.

Начало ХХІ века театральная труппа вновь занята поиском новых интерпретаций классики: режиссер Аркадий Клейн ставит культовый мюзикл «Моя прекрасная леди».

Новый виток развития театра связан с работой Игоря Николаевича Коваля, который не только является директором театра, а и главным режиссером, чей талант и огромный опыт работы – настоящая удача для коллектива. Именно по его инициативе театр обновляет репертуар, декорации, костюмы, и даже здание.

За короткое время под его руководством в Харьковском академическом театре музыкальной комедии было проведено ряд кардинальных изменений. В первую очередь это связано с обновлением творческого состава и успешными классическими и современными постановками.

С 2009 года на сцене театра начали проходить бенефисы заслуженных артистов - Веры Харитоновой, Владимира Федоренко, Виктора Робертова, Элеоноры Климчук, Аллы Хорольской, Виктора Побережца, а так же ведущих солистов театра - Анатолия Будния, Евгения Суховерхова, Алексея Андренко, Натальи Коваль, Элеоноры Джулик, Александра Бедило, Алексея Гавинского, Виктора Червонюка, Миланы Остонен, Юрия Костяницы.

После 80-летнего юбилея впервые на сцене театра появились репертуарные гала-концерты «Все секреты оперетты» «Виват, Кальман!», а также ревю для детей «В гостях у сказки».

Коллектив театра под руководством Коваля Игоря Николаевича постоянно участвует в благотворительных и шефских концертах и спектаклях города и области. Уже стало традицией проводить тематические концерты ко Дню Победы на Харьковском мемориальном комплексе «Высота маршала И.С. Конева», в госпитале для инвалидов войны и в саду Тиволи. В рамках Всеукраинского проекта культурной интеграции «Украинский Донбасс», коллектив театра выезжает с концертами и в зону АТО.

По материалам Харьковского театра музкомедии