Одна из первых улиц Харькова


9im9sq17pdkw8cww.jpg

Элька, а ты когда-нибудь слышала о «лирическом» театре?

Нет, не слышала.

25ggfkzsiftws4cc0c.jpg
l1wb9lt8bxsssk8cc0.jpg

Вау, неужели существует то, о чем наша мисс Всезнайка не слышала?!

Сынок, не издевайся над сестрой.

gedvx02wvvkgk4kogg.jpg
g2nzoz0z9xk4cg40g8.jpg

Хозяйка, вспоминай… его посещал Петр Чайковский

Это тот, который просуществовал 17 лет и из-за отсутствия средств его снесли?!

ixtmwk79pk8okwos4k.jpg

Улица Полтавский шлях возникла в последней четверти XVII века как дорога на Полтаву, и поэтому долгое время называлась Полтавской.

Во второй половине XVIII века здесь проходила дорога не только на Полтаву, но и в Новороссийский край, а позже — на Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Соответственно менялось и название улицы, наряду с Полтавской ее называли Новороссийской и Екатеринославской. В конце XVIII века это была улица купцов и чиновников. Живших здесь ранее крестьян переселили в слободы.

Эта местность была настолько болотистой, что дорогу для проезда от крепости к подножию Холодной Горы приходилось замащивать хворостом. А там, где сейчас находится круглый сквер (между улицами Рождественской и Ярославской), улица прерывалась небольшим озером, через которое устроили гать и перекинули мостик. В начале XIX века здесь стояли в основном дома, крытые соломой, каменных и деревянных зданий было еще очень мало. Их начали возводить лишь с 1837 года — в соответствии с «Положением об упорядочении губернского города Харькова», запрещавшим строительство деревянных зданий на центральных улицах города.

Уже в середине XIX века левая сторона Екатеринославской улицы от нынешней улицы Маршала Конева до Холодной Горы была уже застроена небольшими домиками, в которых жили ремесленники и отставные  солдаты.

Правая же сторона представляла собой сплошной пустырь с болотами. Ее замостили в 50-х годах XIX века — от Лопанского моста до нынешней улицы Малиновского. При строительстве мостовой озеро засыпали: по одну его сторону был разбит сквер, а по другую — оборудован бассейн (его разобрали в начале 20-х годов ХХ века).

На рубеже XIX–XX веков здесь стали появляться четырех- и шестиэтажные здания эклектической архитектуры и в стиле модерн, нарушившие стилевую и масштабную однородность.

В 1874 году в начале Екатеринославской улицы, на месте нынешней гостиницы «Спартак», построили оперный, или, как его тогда называли, «лирический» театр. Это большое деревянное сооружение с чугунными лестницами, рассчитанное на 935 зрителей, возвели на средства военного врача Пащенко, увлекавшегося оперным искусством. Первый спектакль в новом театре состоялся 26 декабря 1874 года. Здесь работала русская оперная труппа под руководством Бергера, в составе которой были известные артисты Милорадович и Вилюнская. Славился в те времена и оркестр харьковской оперы, состоявший из бывших крепостных музыкантов. В 1885 году Харьковский оперный театр посетил великий русский композитор Петр Чайковский.

Еще раньше, в 1884 году, он писал брату: «В Харькове между двумя поездами я успел съездить в город. Проходя мимо театра, увидел: объявлено на этот вечер «Евгения Онегина». Очень мне хотелось остаться, тем более что Харьков вообще мне симпатичен...». А через полтора года, в октябре 1885 года, композитор снова посетил Харьков — и побывал в театре: «Приехал еще вчера, — писал он, — и вечером, взяв литерную ложу, сидел и слушал концерт, данный известной певицей Моттэ. Как было весело слушать несколько своих произведений...». В 1886 году в связи с отсутствием средств опера прекратила свое существование, а в 1891 году деревянное здание сломали.

Первая в Харькове конная железная дорога, проложенная в 1882 году, шла по центру города от Привокзальной площади по Екатеринославской до здания биржи (там сейчас угол площадей Конституции и Розы Люксембург), позже — до нынешней площади Восстания. Конку построили французские предприниматели, а спустя несколько лет, в 1886 году, продали ее бельгийскому акционерному обществу. По соглашению с городской думой общество сохраняло монопольные права на городской транспорт на протяжении 42 лет.

После Октябрьской революции Екатеринославскую благоустроили. Место конки занял трамвай. Улицу заасфальтировали и в районе Холодной Горы застроили новыми административными и жилыми зданиями.

С этой улицей связано проведение важной военной операции в ноябре 1941 года. Спустя почти месяц после оккупации города по сигналу с воронежской радиостанции радиоминами были взорваны огромные заряды под Холодногорским мостом. Мост упал на железнодорожную линию и надолго парализовал движение.

После освобождения города разрушенная оккупантами улица была восстановлена. В 1954 году ввели в строй Свердловский путепровод, а в 1958 году — построили Лопанский мост.

После войны на бывшей Екатеринославской выросли десятки новых жилых домов. С каждым годом улица все больше благоустраивалась, улучшались ее транспортные коммуникации. А 23 августа 1975 года на Холодной Горе ввели в строй станцию метрополитена «Улица Свердлова» (ныне «Холодная Гора»). Сегодня Полтавский Шлях — одна из важных транспортных артерий города. И в то же время это одна из немногих улиц, где еще сохранилась атмосфера старого Харькова.