Место, где проводили публичные казни
Элька, а куда ты собралась?
Хочу купить ткани и всякой фурнитуры, чтобы сшить нашим любимцам одежку.
Ух, ты! Ты решила стать дизайнером одежды для животных?! А куда ты поедешь?
На Благовещенский базар.
Дети, а вы знаете, что раньше на территории, где сейчас рынок сначала был остров, а затем болото?
А куда оно делось?
А вот съездим с Элькой на рынок, и пока она будет смотреть товары разные, я тебе и расскажу.
Рынок получил название в 1840 году по стоявшей рядом с ярмаркой старой Благовещенской церкви, а в 1890-х годах — по новому кафедральному Благовещенскому собору.
До начала XIX века нынешний Благбаз был обширным островом, образованным двумя рукавами Лопани, расходившимися у нынешнего Бурсацкого моста и вновь соединявшимися в одно русло у Резниковского переулка на Панасовке.
В 1820-х в связи с обмелением рукава Лопани со стороны Панасовки эта территория превратилась в полуостров. Местность назвали Дунинской левадой, по имени хозяина земли. Она состояла из сплошных болот, поросших камышом, и только в самое сухое время года можно было с трудом пробраться к реке. В северной части левады, у Рогатинского переулка, на левом берегу проходил северный оборонительный вал Харькова, построенный в начале XVIII века.
В 1834 году Дунинская левада была приобретена городом, в 1834 на Благовещенскую площадь перевели Сенной базар с Михайловской площади, отданной под парады.
«15 июня 1833 года состоялся приговор Харьковского общества о переводе базара с тогдашней Михайловской площади, обращенной по Высочайшему повелению в плац-парадное место, на Благовещенскую, приобретенную покупкою», - пишут историки.
В 1840 году базар, располагавшийся вокруг Благовещенской церкви, несколько «передвинули» в сторону нынешней Рыночной площади. В 1840 — 1850-х на льду Лопани напротив базара ежегодно проходили кулачные бои.
В 1860—1870-х годах прошла перепланировка базара, ставшего центральной торговой площадью города. Здесь проходили Покровская и Крещенская ярмарки.
В конце XIX века базарную площадь замостили булыжником, в 1909 году по ней проложили трамвайную линию. Летом 1912 года в центре базарной площади началось строительство крытого рынка павильонной системы, закончившееся в 1914 году.
Но в годы Второй мировой войны все строения рынка были полностью разрушены. 24 октября 1941 года Красная Армия сдала Харьков, предварительно лишив город электричества и разрушив системы водоснабжения и канализации. Среди этих проблем снабжение населения продовольствием занимало особое место. И первое, что, представлялось, необходимо было сделать, - это подключить к её решению само население – оживить рынки, создать условия для их работы. Но из 840 имевшихся на рынках торговых помещений только 63 оказались пригодны для использования, остальные имели разной степени повреждения. На Благовещенском базаре часть больших павильонов была сожжена, холодильник испорчен и залит водой. Существовали проблемы с транспортом.
Как следствие всего этого - фантастический рост цен на продовольственные товары. Так, на 1 февраля 1942 года цена одного килограмма ржи составляла 167 руб., пшеницы – 250, ячменя – 206, кукурузы – 222, гороха – 250, картофеля – 100, свеклы – 80, масла животного – 2400, сала – 2000, сахара – 833 руб. И это при отсутствии денежных доходов у населения или среднемесячной зарплаты у работающих в размере 500 – 600 руб. Безусловно, в таких условиях люди могли жить лишь за счёт продажи собственных вещей. Однако действия спекулянтов и конъюнктура рынка быстро обесценивали эти вещи (из-за их большого предложения) при сохранении цен на продукты на недосягаемой высоте (чему способствовало слишком малое поступление продовольствия в город из близлежащих сёл).
И всё же именно городские базары оставались в течение всего времени оккупации едва ли не главным источником снабжения населения продовольствием. И не только продовольствием. В 1942 – 1943 гг. здесь можно было увидеть всё - продукты и церковную утварь, букинистические книги и обувь, одежду, галантерею и топливо. Особенно много людей собиралось на рынке в воскресные дни – десятки тысяч человек.
Вот как описывается «базарная сторона жизни» в дневнике пережившего оккупацию профессора Л.Николаева:
«9 ноября 1941 г. Я был на базаре и вернулся оттуда в ужасе: совершенно ясно, что мы погибнем от голода. На базаре оказалось лишь 5 торговок. Они вынесли несколько кусков тыквы и немного картошки. Однако за деньги у них ничего нельзя купить. Нужно менять. Условия мены очень невыгодные для «покупателя». Например, одна торговка предлагала променять две репы на два стакана пшена или кусок тыквы на пять коробок спичек. Коробка спичек условно расценивается сейчас в 25 рублей, но на деньги спичек купить невозможно. Подумать только, что лишь месяц тому назад, т. е. при советской власти, можно было купить сколько угодно коробок спичек по 2 копейки за коробку. Иначе говоря, цена коробки спичек увеличилась более чем в 1000 раз.
4 декабря. Я был на Благовещенском базаре. Уже появились торговцы в не очень большом количестве. Начали принимать деньги и советские, и немецкие. К моему удивлению, на базаре оказалась открытой одна столовая. Первое блюдо (горячая водица) стоит 20 рублей. Второе блюдо (микроскопическая порция конины с бураками) отпускается за 30 рублей. Я был очень голоден и съел одну порцию второго блюда. На «толкучке» расхаживают много людей. Среди них интеллигенты выделяются своим полным неумением торговать. Они продают свои вещи чаще всего за бесценок. На «толкучке» много и спекулянтов. Они прицениваются к различным товарам, покупают их за треть цены и перепродают их с выгодой в 300—500 р. В кармане у них лежат крупные пачки денег. Эти не помрут от голода. Это — волки, а мы — овцы. Наряду с денежной продолжает процветать и меновая торговля. Картошка, бураки, морковь не продаются, а большею частью лишь обмениваются. Вот некоторые цены на продукты: ложечка соды — 3 рубля, стакан соли — 4 рубля, свеча — 15 рублей, кило конины — 50 рублей. Вот и живи. Жалование немцы не увеличили: оно осталось в том же размере, как при советской власти. Например, врач продолжает получать 450 рублей. Всё же приятно то, что некоторые продукты питания стали появляться на базарах, в связи с тем, что немцы разрешили крестьянам свободный проезд в город.
13 декабря. Вот некоторые базарные цены на сегодняшний день. Бураки, в зависимости от величины, стоят от 10 до 30 рублей штука, морковь — 5 руб. штука, чайная ложечка соды — 3 рубля, килограмм конины — от 50 до 60 руб. Пачка махорки — 30 рублей, катушка ниток — 5 рублей, малюсенькая плюшка из ржаной муки — 5 рублей, печёные блины — 10 рублей штука, бутылка машинного масла — 15—20 рублей. Керосина на базаре очень трудно достать. Он стоит 30 рублей бутылка.
А жалование остаётся всё тем же и не увеличивается. Впрочем, сейчас я не получаю никакого жалования. Жена, вновь устроившаяся на службу в Институт ортопедии, получает лишь 450 рублей в месяц. На эти деньги можно прожить 2 или 3 дня.
7 января 1942 г. Великая радость! Мне удалось поменять золотую вещицу на 25 кг муки и на литр масла! Это произошло как раз вовремя. Продуктов у нас совершенно не осталось, и жена собиралась завтра вновь идти в деревню для мены.
Цены на базаре резко повысились. Ещё недавно литр керосина стоил 30—40 рублей, а сейчас его продают за 100 руб. Стакан соли можно было купить за 5 руб, а теперь он стоит 15 рублей.
15 января. Цены на базаре быстро повышаются. Стакан пшеничного зерна — 40 рублей, стакан соли — 20 рублей, литр керосина — 150 рублей. Со времени прихода немцев цены поднялись в пять раз.
29 июля. В связи с приказом немецкого командования, запрещающего гражданам Харькова ходить в деревню для обмена вещей на продукты, цены на базарах очень резко повысились. По-видимому, немцы собираются всё выкачать из деревни в Германию и поэтому они создают искусственный голод в городах.
24 сентября. После установления таксы на продукты все съестные припасы исчезли с рынка. На базаре продаются лишь фрукты и некоторые (не таксированные) овощи. Продают и мясо, но торговцы нашли способ, чтобы обойти закон. До установления таксы можно было купить прекрасный кусок мяса (мякоть) за 160 или 170 рублей кило, а теперь продают кило мяса за 100—120 рублей, но половину накладывают костей и сухожилий. В общем, они не остаются в убытке».
Кроме этого, в 1941—1943 годах на базарной площади стояли немецкие виселицы и проводились публичные казни.
В декабре 1943 года в Харькове прошёл первый процесс над нацистскими военными преступниками, массово уничтожавшими харьковчан. Судили одного полицая — члена экипажа газовой машины-душегубки и трех немцев, которых в народе назвали душегубцами. Приговоренные были повешены на Благовещенской рыночной площади в присутствии сорока тысяч человек, на том самом месте, где оккупанты сами публично вешали население.
«На площади Благовещенского базара народу была уйма. Стояли четыре виселицы, но над толпой ничего видно не было. Тогда я залез на столб, укрепленный на двух рельсах и притянутый проволокой. Осужденные стояли в кузове машины, борта были опущены, машина располагалась под виселицей. Немцы спокойно курили, а русский в чёрной робе стоял отдельно. Пилотки нелепо торчали у них из-под погон. Подошли солдаты, связали немцам руки, русский упал красноармейцам в ноги, но ему тоже связали руки и всех развели под петли. Машина медленно поехала, я смотрел на крайнего немца, он перебирал ногами и повис, дернулся, я закрыл глаза, открыл — он ещё дергается. Я отвел глаза на толпу. Когда он повис, раздался длинный ах… ах…ххх, и многие отшатнулись, некоторые — повернулись и побежали…Декабрь 1943 года. Разрушенный войной город и его жители, прошедшие через все ужасы оккупации. И вот харьковчане, увидев смерть людей, пусть даже таких, как эти нацисты, «отшатнулись… и побежали». Несмотря ни на что, наши сограждане остались нормальными человеческими существами. Может быть, именно поэтому мы и победили фашизм», - вспоминает рассказы отца харьковчанин Юрий Зайончковский.
После войны началась реконструкция рынка. В 1952 году здание крытого рынка было восстановлено по проекту архитектора Мирошниченко. Рядом с автостанцией в 1966—1970 гг. вырос Дом торговли.
Когда прокладывалась первая линия харьковского метрополитена, строителям подземных туннелей пришлось применить самые передовые технологии проходки, чтобы под болотистым дном Лопани скоростные электропоезда смогли доставлять нас прямо к торговым рядам. И 23 августа 1975 года станция метро «Центральный рынок» приняла первых пассажиров. К концу ХХ столетия эта красивая станция, созданная по проекту архитектора В. А. Спивачука совместно с инженерами- конструкторами П. Л. Пашковым и С. В. Лысенко, оказалась под угрозой усадки из-за постоянного наплыва пассажиров, спешащих на самый популярный в городе базар. Для того чтобы предотвратить разрушительное действие почвенных вод, метростроителям пришлось укрепить конструкцию станции дополнительными колоннами.
Вот как описывал тот же базар уже на заре советской власти Владимир Беляев в своей «Старой крепости»:
«Первым в городе проснулся знаменитый харьковский рынок — «Благбаз». Один за другим открывались рундуки. Печальный, неумытый ходил я по Благовещенскому базару, пока в нос не ударил очень вкусный и острый запах. Он забивал запахи квашеной капусты, сельдерея, стынувшего в бочках и похожего на расплавленный сургуч густого томата. Словно охотничий пес, почуявший перепелку, раздувая ноздри, пошел я на этот запах… Если кто-нибудь из вас ел прямо на базаре, стоя рядом с пылающей жаровней, из глиняной миски обязательно шершавой деревянной ложкой горячие, обжигающие рот, наперченные, залитые сметаной, пересыпанные колендрой, резаным луком, зубками чеснока, оранжевой паприкой, душистые от лаврового листа и петрушки, засыпанные мелко натертым сыром, приготовленные из рубленого коровьего желудка свежие и пахучие флячки, или по-русски рубцы, тот поймет, как трудно было удержаться, чтобы не сломать голову последнему моему рублю!»
Последняя реконструкция Благовещенского рынка была проведена перед Евро-2012. Тогда, с июня 2011 по декабрь 2012 года, реконструировали здание Крытого рынка. Была проведена реконструкция фасадов здания, выполнена отделка и изготовление архитектурных элементов стен, карнизов и пилонов, построены новые прилавки и киоски в торговом зале.
В июле 2011 года на рынке началась реконструкция торговых мест на «красной линии» - вдоль улицы Пискуновской на вещевой части рынка были установлены современные блочные киоски. Аналогичные работы были выполнены на рынке и вдоль улицы Энгельса.
Благоустроена территория со стороны детского рынка, возле Лопанской набережной. Здесь выровнен участок возле реки, уложены гранитные плиты, установлено освещение. Обустроена оптовая площадка продуктов питания с крытым проходом. Построены две площадки для торговли сельхоз продуктами под крытым навесом. Новые магазины на площадке готовой одежды. Организован «Рынок старых вещей» на Ботанической набережной вдоль реки Лопань. В последние годы территория рынка была значительно расширена за счёт ликвидированных трамвайных депо – грузового и Ленинского. Планом предусмотрены работы по её благоустройству. Также была демонтирована и трамвайная линия, связывавшая рынок с центром города.