Харьков в стиле модерн


8rsgk651cb8ck0ogcs.jpg

А что такое «украинский модерн» в архитектуре?

Помнишь, когда мы гуляли по центру Харькова, проходили мимо академии дизайна и искусств?

2rlnm10utnk0skcwog.jpg
252a90r0kahw0kko0o.jpg

Да, помню. Еще знание такое необычное очень было.

На рубеже ХІХ–ХХ столетий в застройку Харькова властно ворвался новый архитектурный стиль — модерн.

«Модерн» в переводе с французского означает «новейший, современный». Этот художественный стиль возник на pyбeжe XIX–XX вв. в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe. Основные признаки этого стиля — декоративность, асимметрия фасадов и объемов, а также изображение извивающихся растений.

В Украину модерн пришел в начале ХХ века. Украинские архитекторы искали иные объемно-планировочные решения, которые позволили бы использовать новые конструкции и строительные материалы, например железобетон, а также стекло, металл и керамику. Композиции фасадов стали подчеркнуто асимметричными, а в их декоре использовались маскароны в виде женских и мужских голов и многочисленные растительные элементы. Линии карнизов, перила, балконные ограждения характеризуются причудливыми изгибами и контурами.

Новый украинский стиль

В начале ХХ в. Харьков рос не только вширь, но и ввысь, и на смену одно-, двухэтажным особнячкам без удобств приходили многоэтажные доходные дома, оснащенные канализацией, водопроводом, а затем и телефонной связью. Впрочем, особняки тоже строились — и несли на себе не только печать вкуса заказчика, но и результаты творческих поисков зодчих. Одним из направлений этого поиска стал так называемый неоукраинский стиль, или украинский модерн. Появились здания, в которых архитекторы пытались использовать детали либо народной деревянной архитектуры, либо украинского барокко XVII–XVIII вв.

Идея создания нового украинского архитектурного стиля зародилась в среде именно харьковских архитекторов, художников и этнографов, хоть и была реализована в другом регионе — на Полтавщине. Эту идею в 1903–1908 гг. первым реализовал харьковский архитектор-художник Василий Кричевский в доме полтавского губернского земства, а харьковчане Сергей Васильковский и Николай Самокиш выполнили в его интерьере росписи.

Дома в стиле модерн

Визитной карточкой Харькова, по мнению искусствоведов, могли бы стать дома, построенные в стиле украинского модерна в начале XX в. Тогда Харьков наравне с Киевом, Полтавой и Львовом был одним из четырех центров этого направления в зодчестве. Первая столица уникальна тем, что до нынешнего времени здесь сохранилось полтора десятка домов, построенных в этом стиле, — больше, чем где-либо в Украине.

В отличие от помпезного московского и строгого петербургского, украинский модерн отталкивался от простоты деревянных строений, объясняют специалисты. При этом львовский украинский модерн ни за что не спутаешь с киевским: он очень «немецкий», заметно влияние австрийской архитектуры, отмечает, например, Лаврентьев. Больше всего украинских черт в полтавском модерне, это самая колоритная изо всех архитектурных школ. А киевский и харьковский стили похожи, как братья.

В Харькове отправной точкой для зодчих, которые возводили здания в национальном стиле, стали очертания сельских хат Харьковщины, Волыни и Подолья. А культурным центром, где кипела работа над созданием фирменного слобожанского стиля, был архитектурно-художественный кружок, которым руководил  Сергей  Васильковский.

Модерн в архитектуре Украины можно проследить, проведя экскурсию по главным улицам Первой столицы. Самая яркая иллюстрация украинского модерна здесь — причудливое здание Харьковской государственной академии дизайна и искусств на улице Искусств, 8. Конкурс на проект здания был объявлен в 1911 г. В условиях конкурса стояло: «стиль украинский». Это вызвало протест у части членов городской думы, ставивших под сомнение само существование подобного стиля. В конкурсе приняли участие несколько известных архитекторов. Победителем признали проект Константина Жукова. Константин Николаевич в свое время окончил Строгановское училище в Москве, несколько лет преподавал в Пензенском художественном училище, а затем переехал в Харьков.

Здание построили всего за год до начала Первой мировой войны — в 1913-м. По замыслу автора, оно словно соткано из мотивов народного зодчества: необычная черепичная крыша, невероятно красочные майоликовые панно, щедро украшающие фасад сказочного дома. Своего предназначения он не менял: как и почти сто лет назад, в нем по сей день  учатся студенты-художники.

К слову, это не единственный эксперимент Константина Жукова в стиле украинского модерна, который можно увидеть в Харькове. В Померках для помещика Кулижанского зодчий возвел в 1912 году красивейшую дачу (или, как принято было тогда называть, вакацию — место для отдыха и каникул). Но ярче всего Жуков проявил себя в Волчанске: построил земские школы, жилые дома и музей.

На Павловской площади можно увидеть еще один образец украинского модерна. Здание, в котором до недавнего времени размещалось Харьковское городское бюро технической инвентаризации (БТИ), в 1912 г. по заказу земства возвел Борис Корнеенко. К слову, этот выдающийся архитектор четырьмя годами ранее спроектировал знакомый каждому харьковчанину ломбард из красного кирпича (ныне — Исторический музей).

Изящное строение БТИ, на фасаде которого красуется барельеф с ликом поэта Тараса Шевченко, когда-то именовали Крестьянским домом. Здесь работала гостиница для приезжих, причем с приличной столовой — как водится, на первом этаже — и комнатой отдыха. Был ли 100 лет назад Крестьянский дом землянично-розовым, черно-белые фотографии тех лет не покажут. Но вот причудливых узоров и лепнины, из которой уцелел лишь барельеф Кобзаря, харьковчане до революции и войны видели гораздо больше.

В 1909 г. Харьковское сельскохозяйственное общество организовало селекционную станцию (сегодня это НИИ растениеводства, селекции и генетики имени В. Я. Юрьева). Ученые поручили возвести для нее здание уже известным на тот момент зодчим Здиславу Харманскому и Евгению Сердюку. Здание на Московском проспекте, 142, строили четыре года — с 1909-го по 1913-й — и, несмотря на сельскохозяйственное назначение, дом вышел на диво изящным. У него приметная, с уступами крыша, и словно скошенные по углам окна — прямо не институт, а дворец.

Удивительно, но украинский модерн совершенно не прижился в обычных жилых домах. Завитушки, как и неповторимые, но малофункциональные трапециевидные оконные рамы, плохо вписывались в быт. Поэтому в Харькове можно увидеть лишь несколько домов, построенных в этом архитектурном стиле.

Два доходных дома в национальном стиле украшают Полтавский Шлях (некогда — улицу Екатеринославскую). Доходными назывались дома на несколько квартир — от 2 до 100, — которые владелец сдавал жителям на месяцы или даже годы. Дом №67 по Полтавскому Шляху построили в 1912-м Сердюк и Гоможенко. Ровесник этого дома, тоже доходный, но уже другого владельца, купца Попова, стоит несколькими кварталами выше и на противоположной стороне — Полтавский Шлях, 46. Серый красавец на восемь квартир и сегодня способен изумлять, причем вопреки своему обветшалому виду. Его автор — известный харьковский зодчий Тимошенко, по проекту которого в 1914-м построили доходный дом на четыре квартиры на Плехановской, 29.

Уникальность этого здания в том, что его фасад не перегружен народным орнаментом и лепниной, точнее, их вообще нет. Но настоящее украшение строения — многочисленные окна.

Великолепным образцом украинского модерна остается доходный дом приказчика Бойко — «шкатулочка» на Мироносицкой, 44. Владелец дома входил в состав литературно- художественного кружка и несколько лет издавал в Харькове журнал «Друг искусства», где публиковались статьи по вопросам живописи, театра, музыки, архитектуры. Построенный в 1914 г. особняк когда-то включал всего три квартиры. Из них самая оригинальная по планировке была на втором этаже: просторные комнаты располагались анфиладой по кругу. В центре — холл с мраморной лестницей, который освещался сквозь стеклянный потолок и крышу. Стены холла и вестибюль были расписаны по эскизам художника Н. С. Самокиша. Холл украшали картины Васильковского — вариант его известной работы «Казацкая левада» и портрет Т. Г. Шевченко. Асимметричная композиция фасада включала три части. В средней находился вход с порталом и резными колонками, над ним нависал балкон. Слева был выступ, накрытый высокой крышей с застекленным фронтоном, справа — эркер, увенчанный башней со шпилем. В 1930 г., при надстройке двух этажей, карнизы, крыши и башню разобрали, что не улучшило внешний вид дома. Росписи были повреждены, а потом забелены. В 1973 г. часть их нашли и очистили от побелки и краски. То, что сохранилось, заставляет жалеть об утраченном.

Поселок для рабочих ХТЗ

Хотя эра украинского модерна была недолгой — всего какие-то десять лет, в середине 1920-х гг. вдохновленный изящными работами коллег по цеху известный архитектор Виктор Троценко спроектировал и построил целый коттеджный городок для рабочих Харьковского тракторного завода в районе Московского проспекта. Всего в те годы между Московским проспектом, улицей Металлиста и Спортивным переулком появилось 36 аккуратных двухэтажных домиков с приметными алыми крышами и уютными верандами. Впрочем, на этом новаторство не закончилось. Кирпичные строения с трехкомнатными квартирами в 1924 г. были настоящей революцией для Харькова, особенно если учесть, что большинство рабочих ютились в коммуналках. До наших дней здесь мало что сохранилось: большинство этих домов либо чудовищно, до неузнаваемости перестроено, либо обветшало. Впрочем, если вы свернете сразу же за универмагом «Харьков» в Байкальский переулок, то увидите три уцелевших дома в первозданном виде — в одном из них сейчас располагается музей певицы Клавдии Шульженко.

Действительно, великолепного украинского модерна в Харькове осталось немного. Но те здания, которые сохранились, говорят о творческом поиске архитекторов предреволюционной эпохи. Они всячески развивали украинские народные художественные традиции, сочетая функциональность и удобство с живописностью и выразительностью.