Харьковский конструктор, влюбленный в скорость


2t8jn7r0jlesg8oc88.jpg

Макар, ты опять привез какую-то ненужную макулатуру?!

Эх, Элька-Элька! Ничего-то ты не понимаешь. Это не просто бумажки. Это фотографии Владимира Никитина.

3n5enu7b8igwsog0og.jpg
xrbkcie7240s008g0g.jpg

И что же это за человек такой?

Это очень известный гонщик.

14eeqo173nz4g0k08k.jpg

Харьковчане по праву гордятся своим земляком, выдающимся автогонщиком Владимиром Никитиным

Владимир Никитин родился 15 июля 1911 года. Свою сознательную жизнь начал беспризорником, но был пойман и отправлен в трудовую колонию Макаренко. Потом были работа на заводе и служба военным водителем в армии.

Всю войну отъездив за рулем армейского грузовика, Никитин, влюбленный в скорость, начал конструировать собственные машины и устанавливать на них рекорды скорости. К началу 1950-х он уже обрел заслуженный авторитет в автоспортивных кругах, его рекордными машинами стали интересоваться начальники автомобильных заводов. Но гонщик и не помышлял о хорошей должности на столичном автозаводе, занимался в Харькове любимым делом — конструированием рекордных машин.

В 1953 году Владимир Никитин создал новую  машину — «Харьков-6». На этом автомобиле он  промчался по шоссе Симферополь– Джанкой со скоростью более 282 км/ч! И почти целое десятилетие никто в стране не мог перебить достижение харьковчанина.

Вскоре рекордсмена страны пригласили в Харьковский автодорожный институт вести дипломные проекты студентов и на основе наиболее удачных из них создавать «живые» автомобили.

«Первенцы» ХАДИ не могли похвастать внушительной скоростью, но у них были свои достоинства. Неудивительно, что многие из дипломников Никитина быстро нашли себя в той отрасли, которой хотели заниматься.

Так, например, Лев Кононов создал «ХАДИ-1» — машину с хорошей управляемостью и расчетной максимальной скоростью 150 км/ч. После окончания института он всерьез увлекся картингом и сконструировал первый советский карт (к слову, именно по проекту Льва Кононова построен первый в СССР картодром).

Другой студенческий автомобиль, ХАДИ-4, чуть было не привел к смерти Никитина. Мощный 200-сильный аппарат имел расчетную скорость 300 км/ч. Во время рекордного заезда Никитин мчался по соляному озеру Баскунчак, и у машины лопнула шина. Каким-то чудом водителя удалось спасти, но он получил серьезные травмы и долгое время лечился.

Тем не менее, авария никак не повлияла на карьеру Владимира Константиновича: вернувшись к работе, он принялся за создание новых рекордных автомобилей. В частности, весной 1968 года Владимир Константинович со студентами затеял грандиозный проект строительства самого быстрого в мире автомобиля, который должен был развивать скорость 1200 км/ч!

Для  осуществления этого проекта Никитин подключил к работе студентов- старшекурсников Харьковского авиационного и Харьковского художественно-промышленного институтов. В 1979 году они создали автомобиль «ХАДИ-9» с турбореактивным двигателем от МиГ-19. Уже первые испытания дали почувствовать завидный потенциал этой машины.

Какой же максимальной скорости удалось достичь на ХАДИ-9? Оказывается, никто этого не знает. Известно, что за неимением подходящей трассы попыток установить на ней рекорд скорости не предпринималось. Но ходят слухи, что во время съемок фильма «Скорость» на озере Баскунчак с участием этой машины пилоты втайне ото всех разогнали машину до 500 км/ч; правда ли это или нет — не знает никто.

Найти трассу для испытаний машины в СССР Никитину так и не удалось. Зная о затруднениях харьковчан, американские энтузиасты пригласили команду Никитина к себе в штат Юта, на знаменитое соляное озеро Бонневиль. Даже обещали взять все расходы на себя при условии, что русские посоревнуются там с американцами. Но реализовать «сухопутный Союз–Аполлон» так и не удалось.

Владимир Константинович Никитин умер в 1992-м в возрасте 81 года, оставив после себя несколько международных и всесоюзных рекордов скорости, а также с десяток оригинальных рекордных автомобилей.