Харьковский театр, который на долгие годы лишился своего дома


3g1ppy5yxbsw00og8s.jpg

А это правда, что театр Пушкина долгое время был вынужден ютиться в небольшом помещении?

Правда. И при этом оно было совершенно не пригодно для театра.

if1hd2jea54c444k8s.jpg
1aanwvv8kkis4swsw8.jpg

Они в этом здании пробыли целых 25 лет.

Зато сейчас они в прекрасном здании.

qe52p9hhzlwkokwg4w.jpg

История Харьковского академического русского академического театра им. А.С. Пушкина началась в тиши тенистых аллей Сада печатников. Здесь по инициативе все того же харьковского союза несущих в массы печатное слово на их зеленом острове в сердце столицы Слобожанщины для проведения досуга и культурной реализации его представителей был организован клуб, получивший в том же году собственное здание.

Своим официальным открытием 17 ноября 1933 года Театр русской драмы  был обязан идее пропаганды реалистического искусства, утверждение метода сценической правды и глубокого психолозима на просторах социалистических республик. Это наглядно подтвердила первая знаковая пьеса, поставленная на его подмостках — «Ревизор» Николая Гоголя, тонко высмеивавшая все недостатки имперского мироуклада на примере отдельно взятого провинциального городка. 

Первым художественным руководителем театра стал петербургский режиссер Николай Петров, который привез с собой в Харьков из далекой культурной столицы группу актеров, среди которых были такие служители Мельпомены как Л. Скопина, K. Хохряков, B. Малинин, B. Эренберг. А в качестве режиссеров были приглашены народный артист СССР Александр Крамов (Москва, МГСПС) и известный харьковский антрепренер Николай Синельников.

Благодаря имеющейся в распоряжении театра типографии, которая выпускала буклеты, книги и газету, Русская драма в считанные месяцы получает широкую известность среди интеллигенции города и его предместий. Огромной популярности в культурных кругах Слобожанщины ему добавило открытие театральной студии и проведение творческих вечеров как нового течения театрального искусства.

Однако после переноса столицы УССР из Харькова в Киев в 1934 году театр лишился типографии и других привилегий, положенных столичным сценам, вследствие чего первый художественный руководитель его покинул. Место директора и художественного руководителя официально в 1936 году занял Александр Крамов, руководивший им бессменно в течение многих лет и возведший за полтора десятилетия своей деятельности на этом посту профессиональную сцену на такой уровень, что выступать на ней не чурались такие знаменитости как Виктор Золотарев и другие.

Когда боевые действия Второй мировой войны (1939 — 1945) вплотную подступили к городской черте, харьковская театральная труппа была эвакуирована далеко за линию фронта, продолжая реализовывать свой творческий потенциал на подмостках Иркутска, Хабаровска и Улан-Удэ, чтобы отвлечь и вселить оптимизм в застывшую от ужасов войны интеллигенцию.

Праздновавшийся с огромным размахом в 1949 году 150-летний юбилей со дня рождения выдающегося русского классика литературы подарил драматическому царству Мельпомены новое имя – Харьковский русский драматический театр имени А.С.Пушкина – как дань основному направлению жанра его репертуара. Имя великого поэта коллектив носит и поныне.

После кончины Крамова (в 1951-м), в театре режиссурой занимаются В. Аристов, А. Скибневский, В. НенашевВ 1971 году театру было присвоено звание "академический". Несмотря на высокий исполнительский уровень в начале 70-х годов, театр нуждался в обновлении. А с 1975-го театр возглавил Александра Барсегяна, около 36 лет он являлся его музой и покровителем. Его принадлежность к реалистической сценической школе отвечала многолетним традициям пушкинцев, но одновременно ему удалось привнести в постановки театра чувство современности. И сейчас зритель спешит на его постановки: "Слишком женатый таксист" (Р. Куни), "Папа в паутине" (Р. Куни), "Номер тринадцать" (Р. Куни), "Поминальная молитва" (Шолом-Алейхем) и много других спектаклей приумноживших славу театра. 

1978-й год стал для труппы и всех почитателей ее творчества огромной трагедией – здание на Чернышевской,11, практически дотла испепелил пожар. Так что оставшимся без собственного дома актерам пришлось на долгие годы перебраться в скромный Дом культуры работников связи на улице Скрипника, 7, и довольствоваться его непрофессиональной сценой.

Лишь новый сезон 2003 -2004 гг. Харьковский государственный академический русский драматический театр имени А.С. Пушкина встретил в своих зрителей в обновленных родных пенатах. Реконструкция здания была выполнения по проекту архитекторов Александра Другака и Михаила Рабиновича

Архитектура

Сначала зал возведенного для Клуба печатников здания по проекту архитектора Александра Молокини был рассчитан на тысячу не особо комфортабельных мест. А само сооружение в архитектурном плане не отличалось от себе подобных – сталинский ампир во всей красе. Пережив Вторую мировую войну, оно было в своем первоначальном виде практически до конца 1970-х годов.

Ныне существующее реконструированное здание органически сочетает в себе классику и модерн, при этом визуально подчеркивая преемственность эпох и невластность времени над вечностью искусства: центральный (восточный) фасад украшен четырехколонным портиком дорического ордера, вершину каждой из колон которого венчает скульптура музы, балконом за изящными балясинами, широким профилированным карнизом на кронштейнах, пилястрами ионического ордера и декорированным филенками треугольным фронтон гармонично сочетается с симметрией геометрических форм и объемов западного фасада, где медальоно барельефа А.С. Пушкина, стилизованный изящным завитком замковый камень и филенки единственно напоминают о высоком предназначении храма Мельпомены.

Во время последней перестройки претерпели свои изменения сцена, фойе и зрительный зал, вместимость которого была уменьшена до 472 мест, но при этом приобрела характерную для театров планировку.