Харьковская ТЭЦ-5: история
А это правда, что ТЭЦ-5 появилась как вынужденная мера для «спасения» города?
Правда. Получилось так, что промышленные гиганты нуждались все в большем и большем количестве энергии.
А теперь ТЭЦ-5 обеспечивает весь мегаполис горячей водой.
История проектирования и строительства Харьковской ТЭЦ-5 началась в конце 1960-х – начале 1970-х годов. Гиганты машиностроения – ХТЗ, Электротяжмаш, ФЭД, турбинный завод и другие – для своего дальнейшего развития требовали все больше энергии. Стало очевидным, что Харькову не хватает энергогенерирующих мощностей.
Поэтому Правительство СССР приняло решение о строительстве в предместье Харькова, на неплодородном болотистом грунте, новой мощной теплоэлектроцентрали, которая смогла бы удовлетворить значительную часть нужд растущего города в электроэнергии и тепле.
Место под строительство ТЭЦ было одобрено правительственной комиссией Совета Министров УССР в 1969 году. Разработка технического проекта станции, порученная Харьковскому отделению института «Атомтеплоэлектропроект», была выполнена в 1972 году с учетом последних на то время достижений отечественной науки и техники. 16 февраля 1973 года. Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин подписал распоряжение об утверждении технического проекта Харьковской ТЭЦ-5.
Подготовительные строительные работы начались в марте 1974 года: окружающие места оглушил грохот мощной землеройной техники. Сначала на болота вывозили и отсыпали сотни тысяч тонн грунта. Потом взялись за возведение корпусов. Один за другим поднимались главный, ремонтный и административный корпуса, прокладывались на эстакадах трубопроводы, росла 100-метровая, а потом и 330-метровая дымовые трубы. Одновременно монтировалось и налаживалось оборудование, формировался коллектив.
Предполагалось использование жидкого топлива - мазута - для первых двух энергоблоков мощностью по 110/120 МВт и водогрейной котельной, и природного газа, как основного топлива - для третьего блока мощностью 250/300 МВт.
В проектные решения Харьковской ТЭЦ-5 были заложены наиболее современные технические решения и учтен многолетний эксплуатационный опыт. Ее строительство и первые пусконаладочные работы также велись ускоренными темпами.
19 декабря 1979 года главный инженер Ю.А. Бобро отдал команду вахте «А», работающей с 16:00 до 24:00, на пуск первого энергоблока. Этой вахтой был разожжен и выведен на критические параметры котел №1, а в 01:30 следующего дня была синхронизирована и соединена с сетью турбина №1 мощностью 120 МВт.
Именно этот день, 20 декабря 1979 года, принято считать днем рождения Харьковской ТЭЦ-5.
Жизнь требовала введения в действие новых мощностей, и почти через год, 30 октября 1980 года, был введен еще один блок такой же мощности, как и первый. Четыре водогрейных котла были последовательно введены в работу в период с 1979 по 1987 гг.
Третий энергоблок, более чем вдвое мощнее обоих предыдущих, заработал 2 сентября 1990 года. Это позволило Харьковской ТЭЦ-5 стать в один ряд с мощнейшими теплоэлектроцентралями Украины.
Следует отметить, что 3-й энергоблок Харьковской ТЭЦ-5 был последним введенным в эксплуатацию энергоблоком в Украине - в 1990 году строительство тепловых электростанций в нашей стране практически прекратилось. Поэтому строительство третьего энергоблока в условиях переходного периода стало победой Минэнерго УССР, долгожданным событием для энергодефицитного на то время Харьковского региона.
Сегодня ЧАО «Харьковская ТЭЦ-5» может обеспечить более 30% нужд в тепловой энергии такого мегаполиса, каким стал Харьков, а летом предоставлять горячее водоснабжение всему полуторамиллионному городу. По генеральному плану развития ТЭЦ предполагалось строительство еще двух теплофикационных энергоблоков мощностью 300 МВт и двух водогрейных котлов. Планом реконструкции и модернизации ТЭС и ТЭЦ в период до 2020 года, утвержденным приказом Минтопэнерго Украины №499 от 09.10.2008 г., строительство 4-го энергоблока Харьковской ТЭЦ-5 предусмотрено в 2012-2017 гг. С увеличением мощности энергогенерирующего оборудования и завершением строительства тепломагистрали № 1, связывающей ТЭЦ с городом, Харьковская ТЭЦ-5 будет покрывать нужды Харькова в тепле более чем наполовину, что, в свою очередь, позволит закрыть более 50 встроенных, крайне неэкономичных и экологически неблагоприятных, котельных.