Харьковская дорога-рекордсмен


dbf7d6d6if40gkgw0o.jpg

Папа, мама, а можно мы с Элькой поедем к бабушке в деревню?

Ну, разве что на выходные.

y5ouwahmmogc0gc8sk.jpg
yewoy2plpf4s4gsg84.jpg

Ей будет очень приятно увидеть внуков.

А ты нас отвезешь на вокзал?

qa8zi23q92sck4w4o0.jpg
vm0gvr4pankowsswcs.jpg

Конечно, отвезу. А по пути расскажу, как появилась в Харькове железная дорога.

История Южной железной дороги начинается во второй половине XIX века, когда в конце февраля далёкого 1868 года был вынесен на рассмотрение проект, а уже в начале марта на имя харьковского городского головы М. Шатунова из Петербурга поступила телеграмма такого содержания: «Наше ходатайство увенчалось успехом. Состоялось Высокое повеление о построении Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Работы предполагается начать одновременно по всему пути. Поздравляем город!».

Новый вид транспорта означал колоссальные выгоды.

Таким образом, было принято решение о строительстве магистрали, которое и началось в мае 1868 года с участка Белгород-Харьков. Уже через год в мае 1869 харьковчане встречали первый поезд.  Когда он прибыл, жители взревели от испуга. Уже через месяц никто не мог представить себе город без железной дороги.

Регулярное движение по направлению Курск-Белгород-Харьков протяженностью 229 верст было открыто в июле 1869, а еще до конца того же года заработало и направление  до Ростова.

Управление Курско-Харьковско-Азовской железной дороги находилось в Харькове. Возглавлял железную дорогу управляющий, работой служб руководили конторы движения, тяги, главного инженера, магазинного отдела, телеграфа. Важное значение имели канцелярия и расчетный отдел. В 1875 году в начальных служб добавились службы контроля сборки и ремонта пути.

Вторая часть, а особенно конец XIX века ознаменовались настоящим бумом железнодорожного строительства на Слобожанщине: после Курско-Харьковско-Азовской появляются Харьковско-Николаевская и Лозовского-Севастопольская железные дороги. С 1896 года железная дорога получила название Курско-Харьковско-Севастопольской, а с 1 января 1907 на основании соответствующего постановления правительства Курско-Харьковско-Севастопольская и Харьковско-Николаевская железные дороги были объединены в одну сеть под общим названием Южных железных дорог.

К началу XX века Харьков уже был крупным железнодорожным узлом. Самыми распространенными паровозами были серии "Ов", которые железнодорожники  называли "овечками", а паровозы "Щу"  -  "щуками". "Овечки" и "щуки" возили людей до начала Второй мировой войны. 

 В 1913 году протяженность железных дорог, проложенных на украинских землях, составляла более десяти тысяч километров, при этом почти половина из них принадлежала Южным железным дорогам. В то время техническая оснащенность железной дороги и объемы перевозок достигли самого высокого уровня за весь дореволюционный период. Этому помогли передовые технологии.

За годы гражданской войны инфраструктура Южных железных дорог был сильно повреждена. Практически не осталось подвижного состава, а также высококвалифицированных, технически грамотных кадров. Для восстановления разрушенного железнодорожного хозяйства было потрачено много сил и времени. Объем грузовых перевозок достиг довоенного уровня лишь в начале тридцатых годов.

В феврале 1934 года Южные железные дороги разделили на две самостоятельные - Южную и Донецкую.

В годы Второй мировой войны железнодорожники Южной обеспечивали своевременный  и массовый подвоз вооружения, боеприпасов, горючего и продовольствия. За годы войны железной дороге был нанесен большой ущерб - выведено из строя до 80% путей, 75% мостов, полностью разрушено паровозные и вагонные депо, средства сигнализации и связи, системы водо- и энергоснабжения, служебно-технические дома. Несмотря на все это, уже через три года после окончания войны Южная вышла на довоенный уровень.

В 1957 году от Харькова до Мерефы пошли первые пригородные электропоезда. Харьковская электричка стала началом воплощения в жизнь плана электрификации Южной железной дороги. В 1960-1961 годах было электрифицировано пригородные участки Люботин-Харьков, Харьков-Лосево, Основа-Красный Лиман.

С 1990-х годов дорога перевозит пассажиров и грузы по железнодорожным линиям общего пользования в пределах Харьковской, Сумской, Полтавской, частично Черниговской и Кировоградской областей. Управление дороги находится в Харькове.

И сегодня Южная железная дорога является важным транзитным звеном, выполняющим огромный объем перевозок, как грузовых, так и пассажирских благодаря своему расположению на скрещении многих направлений.

Фото: ЮЖД