Харьковчанин, который покорил Париж


2tsnn1p4gkcgg4gkgs.jpg

Элька, помоги мне, пожалуйста, подготовить доклад о художнике.

А о каком именно?

7m7cx6xulxs800wkog.jpg
i14p6nlygwg8w80oco.jpg

Сказали, что нужно выбрать харьковского художника. Вот мне достался Васильковский.

Это один из моих любимых художников.

hc8nx48v5hk4g8g8c8.jpg

Сергей Иванович Васильковский родился в 1854 году в городе Изюм Харьковской губернии (ныне Харьковская область). Отец его был писарем. Вскоре после рождения сына семья переехала в Харьков, в котором было больше возможностей, чтобы дать ему соответствующее воспитание.

Мальчик, с детства наблюдавший вокруг себя вольные просторы казацких степей, искренне любивший их, старался на бумаге передать их дивную красоту. Тягу к рисованию и зачатки будущего таланта заметил в юном Васильковском Д.И.Безперчий, служивший преподавателем в Харьковской гимназии. В своё время он был учеником в мастерской знаменитого художника К. Брюллова. Васильковский научился у него не только основам изобразительного искусства, но и поверил в свой талант. Он с упоением слушал рассказы своего учителя о Петербурге, об Академии художеств, ему хотелось своими глазами увидеть работы признанных мастеров кисти, хотелось самому обучаться у них. Но, увы, у его семьи не было денег, чтобы оплачивать его обучение.

Вскоре молодому Сергею Васильковскому пришлось по причине бедственного положения семьи поступить на службу, не закончив обучения. Иногда ему удавалось подрабатывать живописью: росписью церквей, рисованием портретов.

1876 год стал поворотным в судьбе Васильковского: он едет в Петербург. Перед ним маячит поступление в Академию художеств. Однако мечте его суждено было сбыться только на следующий год. Живя на нищенские средства, не имея квартиры, Васильковский вынужден был ютиться на чердаке здания Академии, но был счастлив. Он обучался у знаменитых академиков, постигал премудрости любимого дела, следовал своему призванию. Преподаватели – Клодт, Орловский – отмечали его талант, особенно присущую ему самобытность в изображении украинских пейзажей.

1876 – 1885 годы, проведенные Васильковским в стенах Академии художеств, перевернули всю его жизнь и открыли дорогу к славе и достатку. Большая золотая медаль, несколько малых серебряных, которые он получил за свои работы, выполненные в студенческие годы, являлись вполне заслуженными. «Утро», «Весна на Украине», «Летом», «Каменная балка», «На околице» и другие картины этого периода исполнены творческого вдохновения, юношеской восторженности и надежд.

Васильковский в этот период посещает все выставки, черпает вдохновение в родных пейзажах Украины, совершая частые поездки на Родину.

По окончанию учёбы (1885 год) ему выпадает счастливый шанс поехать за границу для оттачивания своего мастерства. Оплачена была поездка за счёт Академии художеств: комиссия посчитала его произведение «На Донце» одним из лучших. Также эта картина принесла Васильковскому звание классного художника первой степени.

В 1886 году Васильковский направляется в путешествие по Европе: какое-то время живет во Франции, потом в Англии. Выставки, галереи, интересные знакомства. Опыт европейских художников, новые веяния в изобразительном искусстве, новые жанры и направления оказывают глубокое влияние на творчество молодого Васильковского. Особенно глубокий отпечаток на его манеру рисования наложило так называемое барбизонское направление, очень популярное в то время во Франции. Проникнутое светом, искрящееся солнечными лучами, их картины создавали в зрителе приподнятое настроение, сближали их с природой, заставляли увидеть в окружающей действительности поэзию и истинную красоту. Васильковский многое перенял у Барбизонцев. Друзья, которым он показывал картины, созданные под веянием этого направления, назвали Васильковского «солнечным художником».

За четыре года, проведенные Сергеем Ивановичем в Европе, он побывал также в Испании, Германии. А ещё – в Северной Африке. Поездки и путешествия не мешали ему много и плодотворно работать. Васильковский даже организует серию выставок своих работ в Париже.

После путешествия по дальним странам Васильковский предпринимает частые поездки по городам и селам своей Родины. Родные украинские пейзажи, на которые он мог любоваться часами в любую погоду и в любое время года, вселяли в него вдохновение, в них он черпал силу для своего творчества. В городе Харькове, где прошла его юность, он обустроил творческую мастерскую. Здесь же в 1900 году с успехом прошла его персональная выставка, принесшая признание и известность. Его работы хорошо продавались. С легкой грустью вспоминал Сергей Иванович те времена, когда он, бедствуя, пытался продать свои первые картины.

Помимо пейзажей художника привлекал жанр портретной живописи, исторические сюжеты. Васильковский с интересом изучал богатую событиями историю своего края. Цикл его картин о казаках занимает особое место в его творчестве. В его картинах часто можно увидеть казаков, скачущих по бескрайней степи, отдыхающих на привале.

Всего за свою жизнь Васильковский написал около 3000 картин, часть которых, к сожалению, не сохранилась. Они были утеряны во время Великой Отечественной войны.

500 его работ, которые сохранились, выставляются в самых крупнейших картинных галереях России и Украины, а часть находится в частных коллекциях.

Талантливейший украинский и русский художник скончался в городе Харькове, в 1917 году. Деньги, которые принесли ему его произведения, он перед смертью пожертвовал на открытие в Харькове художественного музея.

Среди наиболее известных картин Сергея Ивановича Васильковского можно считать его дивные по красоте пейзажи: «Весна» (1885), «Пейзаж» (1886), «Весенний день на Украине», «Околица», «Утро», «На Донце», «Охота на куропаток» (1888), «Мельницы», «Чумацкий Ромодановский шлях», «Деревенская улица», «Стадо на околице села» (1890) и другие.

Излюбленная тема картин Васильковского – казаки, их жизнь, быт. Так называемые «казачьи» картины художника широко известны зрителям: «Запорожец на разведках» (1889), «Сторожа Запорожских Вольностей» (1890), «На страже» (1890), «Казак в степи. Тревожные знаки» (1905), «Казачья гора» (1890), «Казачье поле» (1890), «Казачья левада» (1893), «Казачий пикет» (1888), «Кубань», «Обрание полковника - передача ему Клейнодов», «Запорожец в дозоре», «Казак в степи. Тревожные знаки» и множество других.

Помимо пейзажных и исторических работ, в творчестве Васильковского имеется ряд портретов, одним из самых известных среди которых является портрет писателя и поэта Тараса Шевченко.