Как не попасть на крючок мошенников


xbyhpzyo8w008sggcw.jpg

Мама, пока ты мыла, руки тебе на телефон пришла СМСка из банка. Твою карточку заблокировали.

Быть такого не может.

2f6r78uf38sgw8ow08.jpg
2mt7a4g7gum80c4ckw.jpg

Так в СМСке было написано.

Нет, Макар, ты ошибаешься. Это были какие-то мошенники, ведь у мамы в этом банке даже никаких карточек нет.

lxufc4clbkgc4gg80o.jpg

По подсчетам экспертов Украинской межбанковской Ассоциации членов платежных систем ЕМА, в 2016 году в результате мошеннических действий с платежными картами украинцев злоумышленникам удалось «заработать» почти 340 миллионов гривен. Больше 80% из этой суммы воры украли, выманив реквизиты карт по телефону.

К слову, на старых схемах мошенники не останавливаются и постоянно совершенствуют свои методы работы.

Новые способы мошенничества

Оценка банковского обслуживания. Вам звонят с целью якобы узнать ваше мнение о банке. Задают массу вопросов по теме, а между тем просят назвать и секретные данные карты.

Регистрация в интернет-банкинге. Обычно эту схему используют для обмана пенсионеров. Чтобы привлечь больше людей старшего поколения к онлайн-операциям, некоторые банки сделали максимально простой регистрацию в интернет-банкинге. Таким образом, в системе достаточно ввести номер карты и пароль из СМС, которое приходит от банка. Мошенник же притворяется, например, помощником депутата, рассказывает о выделении пенсионеру материальной помощи и спрашивает номер карты, куда можно перечислить деньги. Получив информацию, он начинает регистрацию в интернет-банкинге. Разговор при этом не заканчивает – ему же еще нужно выведать пароль, который придет в СМС (может попросить назвать его, скажем, «чтобы закончить процесс перечисления денег»). Как только пароль назван, вор получает доступ к счету жертвы.

Поддельные СМС от банка. В некоторых случаях мошенники не звонят жертве, а пытаются сделать так, чтобы она сама позвонила им, поверив, что связывается на самом деле с банком. Вначале преступники присылают сообщение, которое побуждает человека связаться с «банком». Чаще всего рассылаются СМС о «блокировке карты». В конце указывается номер телефона якобы службы безопасности банка, где можно узнать подробности. Естественно, ответит на звонок мошенник. Он постарается заговорить жертву, чтобы вынудить ее раскрыть конфиденциальные данные карты.

Ваши действия, если позвонил мошенник

  • Вас просят назвать конфиденциальные данные карты? Немедленно обрывайте разговор. Кто бы ни спрашивал срок действия карты, три цифры CVV2/CVC2-кода безопасности на обратной ее стороне и пароль из банковского СМС - ничего не называйте, это секретная информация. Просить вас назвать эти данные могут только преступники.
  • Услышали тревожное сообщение вроде того, что данные вашей карты попали в руки преступников и СБУ ее заблокировала? Найдите официальный телефон банка или СБУ на официальной интернет-странице, позвоните и уточните информацию.
  • Услышали радостную новость («наш благфонд выделил вам материальную помощь») – то же самое: найдите на официальной странице организации официальный телефон и позвоните.
  • Не слушайте никого, кто обещает перечислить вам деньги на карточку и говорит, что для этого вам нужно пойти в банкомат. Помним: в банкомате можно перевести деньги только со СВОЕЙ на ЧУЖУЮ карточку.
  • Установите лимиты на операции по карте в интернете, а также подключите функцию СМС-информирования обо всех операциях (в том числе неуспешных) – чтобы быть в курсе, что происходит с вашей картой и вовремя ее заблокировать.
  • Если поняли, что выдали секретную информацию мошенникам, немедленно блокируйте карту, позвонив колл-центр или через интернет-банкинг, и сообщите об инциденте в киберполицию.

Однако, говорят специалисты, часто бывают случаи, когда людей пытаются обворовать даже во время их «общения» с банкоматом, используя специальные накладки. В результате, банкомат сообщает, что деньги выданы, но человек свои кровно заработанные – не получает.

Что делать, если банкомат не выдал банкноты

  • Главное – пока, не разберетесь, почему вы не получили деньги, не отходите от банкомата. Иногда люди отходят в сторонку, чтобы подумать, что делать, или позвонить в банк, – нет, не отходим даже на несколько метров. Преступник только этого и ждет.
  • Убедиться в том, что банкомат работает нормально, можно, если позвонить в банк, по номеру, указанному на банкомате. Если произошел технический сбой, сотрудники банка подтвердят это. Если же технический сбой не зафиксирован, вероятнее всего, это мошенники. Дальше следуйте инструкциям сотрудника банка.
  • Следует попробовать самостоятельно проверить планку на отверстии для выдачи денег. Мошенническое устройство крепится так, чтобы преступник мог легко и быстро снять его и забрать деньги, – как правило, такие накладки установлены недостаточно «плотно» и могут визуально отличаться. В случае наличия каких-либо признаков посторонних объектов (планки, липкой ленты), нужно немедленно сообщить об этом в банк, номер телефона которого указан на банкомате, и следовать рекомендациям сотрудника банка. Также следует заявить об инциденте в полицию.