Историческое здание, защищающее харьковчан


pfxwignlalwcoco48g.jpg

Макар, что это за странный звук?

Я имитируют пожарную сирену.

2oi9n2mtd0kkk0w8ws.jpg
2m6pmsypdvmswwckks.jpg

А нельзя тише?! Ты мешаешь мне учиться.

Мне скучно. Пошли лучше гулять, а учебой вечером займешься. Обещаю, что мешать не буду.

uv3fct80x5ccowoc4c.jpg
nuj68zbnig0g8gkoco.jpg

А куда ты хочешь пойти?

Я хочу посмотреть пожарную каланчу.

do3xguv245c040sc8s.jpg

Полтавский Шлях — одна из немногих улиц в историческом центре Харькова, на которой сохранилось несколько старинных особняков. Среди них и дом, в котором студентом жил будущий Нобелевский лауреат Илья Мечников, и здание первого в империи кинотеатра «Боммеръ», и «Гранд-отель», в котором любил бывать Шаляпин, и домик, где останавливались художники Айвазовский и Врубель. Но одно из самых знаковых строений улицы, неизменно красовавшихся на многих открытках, — здание пожарной каланчи.

Она считается одним из старейших зданий подобного рода в Харькове. Построена каланча в 1845 году в так называемом «кирпичном» стиле. На территории этой пожарной части располагались личный состав подразделения пожарной охраны, конюшни и конно-бочечные хода. Кроме того, рядом были пристроены полицейское управление и помещение для содержания арестантов.

«В 20-е гг. 19 столетия меценат Юлий Файнберг решил построить меблированные комнаты. Разрешение он смог получить с одним условием. В то время нынешний Полтавский шлях был центральной частью города, и поэтому необходимо было построить пожарную часть и полицейский участок. Меценат согласился», - рассказал помощник начальника ГУ ГСЧС Украины в Харьковской области Игорь Лупандин.

В те годы смотровая башня считалась едва ли не самым главным объектом в городе, ведь тогда Харьков состоял преимущественно из деревянных построек и пожары были довольно частым явлением. С высоты каланчи город был виден как на ладони. Разумеется, никаких телефонов тогда еще в помине не было: пожарные сами дежурили на вышке и при первых признаках пожара били тревогу. Количество ударов в тревожный колокол и промежутки между ударами служили специальным шифром, чтобы дежурная команда могла определить, где случился пожар. При этом на каждые 10 городских домов назначался десятник, ответственный за пожарную безопасность, в обязанности которого входило посредством специальных трещоток извещать пожарных о возгорании.

В лютые морозы на каланче специально вывешивали сигнальные флаги — для напоминания горожанам о необходимости соблюдать пожарную безопасность.

Шли годы… С появлением телефона каланча утратила свое значение. Спустя некоторое время башню-каланчу признали архитектурной ценностью, присвоив ей охранный номер. Хрупкое здание (каланча построена без фундамента, только с полуметровым заглублением в грунт) потихоньку ветшало, ведь капитальный ремонт в нем не проводился с момента строительства. Несколько лет назад в башне стала проседать кладка, рушились перекрытия, по несущим стенам пошли трещины. Усугубил разрушение каланчи еще один негативный фактор — вибрация от движения трамваев, автомобилей и поездов метро, проходящих в непосредственной близости от пожарной части. Пришли в негодность арочные перемычки. Очевидцы говорят, что бывали случаи, когда кирпичи из стен старинного здания вылетали на проезжую часть, падали на припаркованные машины.

В августе 2007 года на ремонт этого памятника архитектуры все-таки выделили 400 тысяч гривен сразу из двух бюджетов: городского и областного.

Огромные трещины залили бетоном, отремонтировали смотровую площадку и винтовую лестницу — теперь по ней можно подниматься, не боясь провалиться. Вместо деревянных окон поставили пластиковые.

Как рассказывает помощник начальника ГУ ГСЧС Украины в Харьковской области Игорь Лупандин, это здание простоит еще не один век.

«Чаще всего пожарные башни превращаются в музеи. Однако наше строение такая участь не постигла, и оно продолжает функционировать и на сегодняшний день», - подчеркнул «ГХ» Игорь Лупандин.