Форс-мажор в аэропорту. Полагается ли компенсация
Дорогой, ты просто обязан требовать компенсацию за испорченное путешествие.
Насколько я знаю, это просто не реально.
Наша авиакомпания отказывается выплачивать.
А что специалисты говорят? Если ли смысл затевать бумажную волокиту?
Полет на самолете не всегда обходится без неприятных приключений. Последний подобный случай с харьковчанами произошел в Испании. В результате из-за незначительной поломки самолета почти 200 человек были вынуждены жить «на чемоданах» почти двое суток.
Пассажиры злополучного рейса уверены: нужно добиваться справедливости – возмещения материального и морального ущерба. Однако все оказалось не так просто.
Согласно данным на сайте Сompensair, который позволяет проверить возможность получения компенсации, им выплата не полагается. Это связано с тем, что авиакомпания отрицает все выплаты компенсаций, а через суд на нее повлиять нельзя из-за отсутствия представительств в юрисдикции права ЕС.
По словам руководителя Харьковского отделения Ассоциации правоведов Украины Романа Чумака, получение моральной компенсации в 99% случаев заканчиваются ничем для «пострадавшей» стороны.
«Как показывает практика, суды в 99% случаев отказывают во взыскании морального вреда с авиаперевозчика в пользу пассажира, ссылаясь на то, что ни Воздушный кодекс, ни Правила № 735, ни Монреальская или Варшавская конвенции не содержат положения о возмещении морального вреда. Указанные нормативно-правовые акты предусматривают ответственность перевозчика только за доказанные им прямые убытки.
Даже Верховный суд Украины в решении от 29.04.2009 г. № 6-28003св07, отменяя решения предыдущих инстанций, указал на то, что суды не имели правовых оснований для удовлетворения требований о возмещении морального вреда, поскольку такой вид гражданской ответственности не предусмотрен ни условиями спорного договора воздушной перевозки, ни Правилами № 735.
Кроме того, не предусмотрено возмещение морального вреда и нормами Монреальской конвенции-1999 и Варшавской конвенции-1929, которые являются специальными нормативными актами в области международных авиаперевозок и регулируют спорные правоотношения сторон в области международных воздушных перевозок пассажиров.
В Авиационных правилах Украины «Правила воздушных перевозок и обслуживания пассажиров и багажа» сказано, что в случае ненадлежащей перевозки пассажира и багажа авиаперевозчик возмещает ТОЛЬКО РЕАЛЬНЫЕ УБЫТКИ, доказанные пассажиром, но в пределах ответственности за ущерб, установленной этими авиационными правилами», - объяснил «ГородХ» руководитель Харьковского отделения Ассоциации правоведов Украины Роман Чумак.