«Есть только ты и зритель». Как готовили харьковских дикторов
Макар, собирайся и поехали на экскурсию.
Какую?
Мама везет детей на экскурсию на телевидение и договорилась, что нас тоже возьмут.
Ух ты!
В марте 2019 года Харьковская областная государственная телерадиокомпания отметила свое 64-летие.
История ее создания началась с любительского телецентра, созданного радиолюбителями во главе с Владимиром Семеновичем Вовченко. В 1947 году он предложил заняться созданием телецентра. Этой идеей Вовченко вместе с другими харьковчанами проникся еще в конце 30-х годов, побывав в Московском телевизионном центре. После войны в радиоклубах сформировалась секция телевизионщиков. И в 1949 году в Харькове группой энтузиастов под руководством инженера Вовченко был построен первый в Советском Союзе любительский телецентр. Он отличался от преемников тем, что стандарт был 330 строк в кадре, а у профессионального – 625.
Не имея схем, рисунков, специальных материалов, а главное – опыта, талантливые харьковчане компенсировали все это огромным желанием и бескорыстным энтузиазмом. Пока готовился телецентр, харьковчане мастерили самодельные телевизоры. На момент первого выхода в эфир их было в городе всего несколько десятков. Чудо техники с экраном размером в почтовую открытку устанавливали в рабочих клубах для коллективного просмотра. Счастливчики, имевшие телевизоры дома, были вынуждены принимать гостей: соседи, знакомые, знакомые знакомых, как правило, по нескольку десятков человек, замирали у крошечного экрана. Кстати, дата выхода – не случайна, ведь именно 7 мая 1895 года изобретатель радио Александр Попов первым в мире осуществил сеанс связи при помощи своей беспроводной приемо-передающей системы. Именно это событие легло в основу празднования Дня радио, который впервые был отмечен 7 мая 1925 года.
Телепередачи начали выходить в эфир и пользовались большим спросом среди харьковчан. Невероятно, но факт: в 1953 году телевизоров в Харькове было больше, чем в Японии! Одновременно под студии и аппаратные переоборудовались некоторые помещения в сооруженном еще в 30-е годы комплексе Госпрома. Результат превзошел все ожидания – главный инженер московского телецентра, побывавший в харьковской любительской телестудии, признал, что достигнутая здесь четкость изображения не уступала столичной.
Упорный труд тогдашних телевизионщиков-любителей не осталась незамеченным, и 19 марта 1955 года приказом Министерства культуры Союза ССР в Харькове была создана студия телевидения.
Итак, Харьков был четвертым городом в Советском Союзе после Москвы, Ленинграда и Киева, где появился государственный телевизионный центр, и первым, где был внедрен экспериментальный образец типичного отечественного телецентра.
Позже были построены телецентры в городах Сталино (ныне Донецк), Днепропетровск (теперь Днепр), Одесса, Львов.
А уже 1 мая в эфир вышла первая телепередача - это был большой концерт ведущих харьковских артистов. И хотя телевизоров в то время в Харькове было не более трех тысяч, харьковчане с радостью встретили появление телестудии в городе.
Телевидение тогда было новым делом для всех. Поэтому его возможности начали постигать не только техники. К творческому коллективу примкнули актеры, режиссеры, газетчики, фотографы - будущие кинооператоры. И, как говорят, с ходу начали готовить первые передачи, основывали традиции, одновременно овладевая новыми на то время телевизионными профессиями.
А поскольку телевидение началось с показа фильмов, спектаклей, концертов, оно привлекло в первую очередь режиссеров, людей из театров. Первыми среди них были Владимир Воронов и Яков Резников. Их имена хорошо известны и сегодняшним телевизионщикам. Потом к ним присоединились редакторы. Именно эти специалисты и начали с литературных передач и телеспектаклей, несмотря на сложные условия: отсутствие необходимых площадок, где можно было бы разместить камеры, микрофоны и т.д. В этих ситуациях многое зависело от талантливых телеоператоров.
Впоследствии профессионализм работников харьковской студии ТВ настолько вырос, что сюда приезжали из Москвы учиться тому, как на малых площадках можно ставить телеспектакли.
Вскоре начали на студии готовить телевизионные передачи для детей. Так появилась программа «Зайчик-книгоноша». Далее вышел «Веселый поезд». Эту программу приняло Интервидение.
Постепенно коллектив рос и укреплялся. Появились технические возможности для выхода на Украинское и Центральное телевидение.
В 1956 году Харьковский телецентр получил первую передвижную телевизионную станцию «на три камеры», и в следующем году она вышла в эксплуатацию. Благодаря ПТС харьковчане приняли участие в освещении VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. А в 1962 году, используя ПТС, было подготовлено познавательные передачи о Харьков и его достопримечательности для европейского зрителя.
Творческие и технические работники с помощью ПТС вели передачи непосредственно из цехов заводов, фабрик, научно-исследовательских и проектных институтов, сельскохозяйственных объектов, транслировали выдающиеся события, спортивные игры, концерты, спектакли.
Харьковское телевидение выходили на союзный экран с «Огоньком», «КВН», на Интервидение. Появилось на нем и кинопроизводство. Автором многих фильмов был Самарий Маркович Зеликин. Среди его фильмов «Шилов и другие». Но особую популярность получил фильм «Тореадоры из Васюковкы», отмеченный призом Гран-при на всемирно фестивале детских фильмов.
Интеллектом Харьковского ТВ считалась Майя Кавалеридзе, дочь известного скульптора и кинорежиссер Иван Кавалеридзе. Это ее перу принадлежат сценарии научно-популярных фильмов о Квитки-Основьяненко, народных артистов Украины Светлану Колыванов и Теодора Попеску.
Яркий след оставил в истории Харьковского телевидения журналист Ефим Межов. Его программу «60 минут в нашем городе» ждали все харьковчане, поскольку в ней речь шла об острых проблемах того времени.
Неутомимые поиски - это основная черта тех, кто стоял в истоков Харьковского телевидения. Эта традиция продолжается каждым новым поколением, о чем свидетельствуют Многочисленные награды на Украинских и Международных фестивалях телевизионных программ.
В 2015 году Харьковская областная государственная телерадиокомпания была реорганизована в Филиал НТКУ «Харьковская региональная дирекция».
Легенда харьковского радио и телевидения Лидия Сергиенко о своей работе вспоминает с огромным трепетом. Хотя мало кому известно, что Лидия Ивановна могла и не стать диктором, ведь должна была ехать по распределению на Западную Украину.
«Попала на радио после окончания Харьковского института искусств, где училась на актрису драматического театра. Изначально я должна была ехать по распределению в Ивано-Франковск, но по личным обстоятельствам осталась в Харькове. Тут как раз проводили конкурс на радио. Я туда пришла, и из двадцати человек выбрали меня», - вспоминает Лидия Сергиенко.
По ее словам, тогда к кадрам на радио и телевидении относились с большей строгостью.
«На радио были очень сильные журналисты. Тогда и цензура была… в хорошем смысле. Внимание обращали на ударения. На приходящем редакторе и дикторе лежала большая ответственность за слово. Кроме того, большое внимание уделяли тембровой раскраске голоса. Сейчас многие лепечут непонятным голосочком. Девочка читает новости и не понятно: то ли она плачет, то ли поет… А раньше без природных данных и с дефектами не имели права брать на радио. Сейчас это как-то проходит. На телевидении плюс ко всему, естественно, нужна внешность и обаяние», - рассказала Лидия Сергиенко.
За десять лет работы на радио Лидия Ивановна стала настоящей звездой. Оно и не мудрено, тогда дикторам не давали выбирать. Приходилось читать и литературно-драматические, и промышленные, и общественно-политические передачи. Поэтому очередной конкурс, чтобы стать диктором, но уже на телевидении для Лидии Сергиенко превратился тут же в прямой эфир.
«На конкурс пришло триста человек – мужчины и женщины разных профессий. Получилось так, что я попала в эфир совершенно случайно, без подготовки. Я прочитала текст и говорю "На цьому нашу передачу закінчено, я прощаюсь з вами. На все добре". Ну, думаю, задание выполнила, а оказывается, я уже была в эфире. Так я попала на телевидение и там проработала 27 лет», - говорит Лидия Ивановна.
Примечательно, что ранее дикторам работалось не очень весело. Приходилось совмещать в себе качества и визажиста и модельера.
«Одеться было очень тяжело, мы варьировали вещи, подсматривали идеи у дикторов центрального ТВ. Позже мы писали письма с текстом: "Харьковская областная телерадиокомпания просит вас помочь дикторам одеться". В результате мы шли на фабрики одежды, а потом с таким трепетом надевали эту одну-две "выделенных" кофточки и думали "Какие же мы красивые!". От этого было радостно», - вспоминает Сергиенко.
Несмотря на хорошую школу и строгие правила, от ляпов не застрахован ни один диктор.
«Эту историю я запомнила на всю жизнь. Читала я спектакль. "Діючі особи і виконавці: цар Трапездонський і його довірена особа". А он "цар ТрапеЗОнський". Вся смена лежала на пульте, хохотали, ко мне подходили и говорили: "Как ты нас порадовала!". Коллеги восприняли это с юмором, но мне было неприятно», - улыбается Лидия Сергиенко.
На телевидении Лидии Ивановне пришлось пережить экстремальную ситуацию. Однако и в ней легенда ТВ сумела сохранить самообладание.
«Я читаю закадровый текст, а в это время в студии разлетается лампа. Огромные осколки на моей голове, горели волосы и стол, но я дочитала до конца. Это же был прямой эфир – святое! Нас в то время воспитывали, что мы в любой ситуации должны быть на высоте. И не важно - пожар или тебе плохо… Когда ты работаешь перед камерой или микрофоном, то все, что происходит вокруг – не должно тебя отвлекать, есть только ты и твой зритель или слушатель», - объясняет легенда теле- и радиоэфиров Лидия Сергиенко.
По материалам: В городе