Единственный герой в Харькове


26kshn9vysw04s40c4.jpg

Папа, а Герои Советского Союза у нас в Харькове есть?

К сожалению, всего один.

32gduv0yed6owkk0oo.jpg
409zpsil2lus08gc.jpg

А почему так мало?

Умерли уже. Ты только представь, когда война закончилась, им было чуть больше 20 лет. И это самым молодым.

w6nqzo96d7kk4scw0w.jpg

Всего за годы Второй мировой войны звания «Герой Советского Союза» были удостоены 118 харьковчан. С каждым годом их становилось все меньше и меньше. Еще 18 лет назад в Харькове их было 27, девять лет назад – шестеро, в прошлом году — двое: Федор Пуртов и Михаил Карпеев. Сегодня в Харькове живет единственный Герой Советского союза – Михаил Карпеев.

Михаила Поликарпович Карпеев – это человек-легенда. Родился он 21 ноября в 1922 года в кре6стьянской семье в деревне Якимово Чебоксарского района Чувашской республики РФ.

В авиацию он пришел после окончания Чебоксарского аэроклуба по путевке Ленинского комсомола. В 1940 году окончил военное авиационное училище летчиков. А в ноябре следующего года получил направление на фронт, под Ленинград. Здесь в составе полка ночных бомбардировщиков младший лейтенант Карпеев выполнил первое боевое задание. Попал под обстрел, и настолько сильный, что на машине не осталось ни одного живого места, и он едва ее смог «дотащить» до аэродрома.

К слову, на войне было немало событий, которые глубоко врезались в памяти Михаила Поликарповича. Например, семьдесят восьмой боевой вылет, совершенный 2 февраля 1942 года, для него стал вторым днем рождения. Тогда Карпеев в составе группы вылетел на бомбежку вражеской танковой колонны. Уже при отходе от цели, во время атаки немецких истребителей, Карпеева тяжело ранило. С огромным трудом ему удалось прорваться через линию фронта и посадить свой самолет.

Около пяти месяцев Карпеев пролежал в госпитале. Дни тянулись томительно долго. Жадно вслушиваясь в радиосводки, Михаил с тоской думал о своих друзьях-однополчанах. Он знал: на бомбардировщиках ему больше не летать, но все равно хотел на фронт.

С первых дней августа 1942 года Карпеев снова в боевом строю. На этот раз командование использовало его для связи со штабами. За короткий период он совершил более ста боевых вылетов. Только в небе Ленинграда он совершил шестьдесят три боевых вылета на бомбардировку войск противника, пять вылетов для связи с партизанами, доставки им продовольствия и разведку войск противника.

За этот период он лично уничтожил и повредил: танков – 15, автомашин с войсками и грузом – 27, подавил огонь до 40 точек зенитной артиллерии, вызвал до 50 очагов пожара, разрушил до 20 жилых домов, уничтожил 9 орудий полевой артиллерии, самоходных орудий – 4, повозок до 20 и истребил до двухсот вражеских солдат и офицеров. Кроме того, восемь раз летал на фотографирование расположения войск противника.

Характеризуя его боевые дела, командир полка писал:

«...В воздушном бою с противником — бесстрашный, мужественный, над полем боя действует грамотно, несмотря на сильное противодействие, умело маневрируя среди зенитных разрывов, снижаясь до бреющего, в упор расстреливая технику и живую силу противника.

На боевое задание летает с большим желанием и выполняет их на «хорошо» и «отлично». В сложной воздушной обстановке не теряется, а всегда принимает правильное решение. Летает в качестве ведущего пары и группы. В бою умело руководит своим ведомым...»

Когда в дивизию поступили новые самолеты «ильюшины», Карпеев попросился перевода в штурмовой авиаполк. Для переучивания потребовалось всего несколько дней. И снова начались боевые будни.

26 июня 1944 года в штаб 75-го гвардейского Сталинградского Краснознаменного ордена Суворова штурмового авиаполка поступила радиограмма: «Группой штурмовиков нанести бомбовой удар по вражеским эшелонам, находящимся на железнодорожной станции Тюлочино». Это особо ответственное задание было поручено группе гвардии лейтенанта Карпеева.

За этот вылет Нарком путей сообщения наградил Михаила Поликарповича значком «Почетному железнодорожнику». А уже через два дня Карпеев повел группу на штурмовку артиллерийско-минометных позиций противника в район Орши.

О последующих боевых делах Михаила Карпеева командир полка гвардии подполковник Стрельцов в наградном листе писал:

«...5 января 1945 года Карпеев фотографировал полосу обороны противника в районе Куссен. Боевую задачу выполнил на «отлично». Даже при противодействии зенитной артиллерии и истребителей противника он не свернул с заданного курса. На обратном маршруте пушечно-пулеметным огнем и эрэсами поджег две автомашины и создал очаг пожара... За успешное выполнение боевого задания тов. Карпеев заслужил благодарность от командования...

12 января 1945 года вторично выполнял задание по фотографированию вражеских позиций с четырьмя фотоаппаратами на одном самолете. Карпеева прикрывали пять самолетов Ил-2 и двенадцать Як-8. Проявляя исключительное мужество и отвагу, под интенсивным огнем зенитной артиллерии, на сильно поврежденном самолете он продолжал выполнять боевую задачу, не уклоняясь от курса, без маневра. Задачу выполнил отлично и самолет привел на свой аэродром.

14 января 1945 года, выполняя боевое задание по уничтожению танков противника, тов. Карпеев точным попаданием бомб поджег один танк и подавил три точки зенитной артиллерии, истребил до десяти вражеских солдат...

21 февраля 1945 года в составе шести Ил-2 произвел бомбометание и штурмовку артиллерийских позиций противника в районе Хоенфорт, в результате уничтожил 2 полевых орудия и до пяти вражеских солдат.

11 марта 1945 года... юго-западнее Кенигсберга тов. Карпеев со своим ведомым прямым попаданием бомб поджег баржу...»

Отметим, что в ходе войны Михаил Поликарпович побывал в сражениях на Ленинградском, Сталинградском, Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах.

К маю 1945 года гвардии лейтенант Михаил Карпеев был заместителем командира и одновременно штурманом эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиаполка гвардии.

Всего за годы войны лейтенант Карпеев совершил 310 боевых вылетов, уничтожил 25 танков, 27 орудий, 40 автомобилей с военным грузом, 60 железнодорожных вагонов, сотни нацистов. Принимал участие в освобождении Харькова.

Звание героя Советского Союза ему было присвоено 29 июня 1945 года (тогда Михаилу Поликарповичу было 22 года) за проведенные 100 успешных вылетов на самолетах Ил-2 с уничтожением вражеской техники и живой силы противника, 100 боевых вылетов на разведку, 110 боевых вылетов для связи с партизанами и за проявленные при этом мужество, отвагу и героизм.

После войны Михаил Карпеев продолжал службу в Вооруженных Силах. В 1946-м прошел курсы повышения квалификации командиров эскадрилий, в 1952-м — окончил Военно-Воздушную академию и был назначен заместителем начальника учебно-летной подготовки Качинского авиационного училища летчиков.

В мае 1960-го переведен на должность начальника учебно-летного отдела в Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков — продолжал делиться боевым опытом с молодыми летчиками.

Еще была командировка в Афганистан (1962–1966), затем — служба в Харьковском авиационном училище в должности начальника кафедры тактики ВВС.

В 1978 году Михаил Карпеев уволен в запас в звании полковника авиации. На гражданке он работал на ХТЗ, продолжал вести военно-патриотическую работу среди молодежи в школах, вузах, трудовых коллективах Харькова.

В канун 60-летия Великой Победы Указом президента Украины от 29 апреля 2005 года полковнику авиации в отставке Карпееву Михаилу Поликарповичу присвоено звание генерал-майора.

Награжден орденом Ленина, медалью «Золотая Звезда», двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны І степени, орденом Александра Невского, орденом Богдана Хмельницкого, орденом «За службу Отечеству в Вооруженных Силах» и 29 медалями.