Активный отдых. Как не угодить на велосипеде под машину
Макар, а почему у тебя колени разбиты?
Я катался на велосипеде. У Тараса в гараже оказалось их несколько штук, и мы с пацанами ездили на них на речку.
Макар, как вы могли до такого додуматься?! На велосипеде, через весь поселок. Там же дорога. А если бы вас сбили?
Даже в наш век, век бурной автомобилизации, миллионы людей с удовольствием пользуются велосипедом. Велосипед — незаменимый помощник для людей различных профессий, особенно проживающих в сельской местности. В то же время он - прекрасное средство активного отдыха. А это очень ценно в современных условиях, когда физическая активность людей значительно сократилась.
Чтобы ездить на велосипеде, недостаточно умения сохранять равновесие да крутить педали. Без способности «читать» дорожные знаки, знать сигналы светофора и жесты регулировщика, выезжать на улицу просто рискованно: ведь велосипедисту приходится ехать бок о бок с могучими грузовиками, быстроходными легковыми автомобилями, юркими мотоциклами. Если учесть, что велосипедист не защищен кабиной, ему надо проявлять максимум осторожности, уметь быстро и правильно ориентироваться в различных ситуациях. Неоценимую помощь в этом оказывает основной кодекс дорожных взаимоотношений — Правила дорожного движения. Специальная глава правил посвящена велосипедистам, и ее несложно усвоить каждому, кто собирается приобрести двухколесный транспорт.
Прежде всего, надо знать, что право выезжать на дорогу имеют те, кто достиг 14 лет. Запомните и другое: движение разрешается только в один ряд и не далее одного метра от края проезжей части. Можно ехать и по обочине, если это не будет мешать пешеходам. Выезжать на середину дороги разрешается лишь на короткое время — для обгона или объезда препятствия, например, стоящего автомобиля. Прежде чем выполнить этот маневр, убедитесь, нет ли сзади транспорта, не создадите ли вы помех водителям. О своем намерении выехать из ряда предупреждайте специальными сигналами: перед поворотом налево вытяните левую руку либо поднимите вверх и согните в локте правую; перед поворотом направо — соответственно, вытяните правую руку либо поднимите вверх и согните в локте левую. Сигнализировать старайтесь своевременно, иначе едущий сзади автомобилист не успеет вовремя затормозить.
Ради безопасности велосипедистов, им запрещается поворачивать налево и разворачиваться на дорогах с трамвайным движением или с движением в несколько рядов. А как быть, если все-таки нужно развернуться или повернуть на другую дорогу? В таких случаях придется спешиться и перевести велосипед на противоположную сторону, соблюдая правила для пешеходов.
Заботой о безопасности велосипедистов и пешеходов продиктован и ряд других требований. Так, велосипедистам запрещается ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, чтобы не сбить пешехода, не наехать на детскую коляску.
Подростки нередко катаются, не держась руками за руль. Такое лихачество грозит обернуться бедой: попадет под переднее колесо камень — и руль «свернется».
К несчастному случаю может привести также и езда вплотную за движущимся транспортом. Если тот внезапно затормозит - неминуемо столкновение, жертвой которого окажется велосипедист. Надежда на то, что можно свернуть на обочину или объехать затормозивший автомобиль, чревата опасностью угодить под встречную или попутную машину, врезаться в пешехода или стоящий на обочине транспорт. Поэтому дистанцию следует соблюдать такую, чтобы даже в случае резкого и внезапного торможения машины, которая едет впереди, можно было своевременно остановить велосипед.
Ездить вдвоем на одном велосипеде запрещается. Разрешено перевозить только ребенка, но для этого велосипед необходимо оборудовать дополнительным сиденьем и подножками.
Не допускается перевозить на велосипеде громоздкие предметы, выступающие более чем на полметра по длине и ширине. Пренебрежение этим требованием опасно как для окружающих, так и для самого велосипедиста: ведь за выступающий предмет может зацепиться проезжающий мимо автомобиль.
Забудьте про езду в наушниках с музыкой по автомобильным дорогам. Все внимание должно быть приковано к дороге и происходящему на ней, а не к прослушиванию любимой композиции. Кроме того, энергичные мелодии иногда могут спровоцировать переоценку своих сил и возможностей, привести к неприятным последствиям.
С большой осторожностью проезжайте перекрестки. Особенно нерегулируемые. Не рассчитывайте, что все водители будут руководствоваться предписанием знаков приоритета в отношении вас. Поэтому проезжайте, когда полностью удостоверились, что рядом нет машин, или что вас точно пропускают. Даже если вы двигаетесь на разрешающий сигнал светофора, будьте начеку. Посмотрите налево, потом направо, потом еще раз налево и еще направо, после проезжайте перекресток. Старайтесь тренировать боковое зрение — это очень полезно.
Не забудьте перед поездкой, особенно дальней, позаботиться об экипировке. Езда на велосипеде требует довольно большого физического напряжения, следовательно, одежда должна быть легкой, удобной и не стесняющей движения. Специальные велотуфли или кеды можно приобрести в спортивных магазинах. Лямки рюкзака подгоните плотнее, чтобы в пути он не перекатывался по спине и не съезжал набок. Проверьте техническое состояние велосипеда — исправность тормоза, руля, колес.
Сотрудники ГУ Нацполиции в Харьковской области с целью уменьшения дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов напоминают, что необходимо соблюдать несложный ряд правил:
Для велосипедистов:
- ездить в специальных шлемах. Несмотря на то, что они кажутся уязвимыми по сравнению с мотошлемами, они все же рассчитаны на скорость велосипеда и в определенных ситуациях защищают здоровье и жизнь своего хозяина;
- обязательно изучать и неукоснительно соблюдать ПДД;
- использовать как можно больше светоотражающих элементов;
- использовать фары и габаритные огни;
- использовать защитную экипировку. Даже велошлем в ряде случаев позволяет избежать серьезных травм;
- не ездить на велосипеде в состоянии алкогольного опьянения и усталым;
- избегать передвижения на велосипедах в жаркую погоду;
- пересекать дорогу по пешеходному переходу только пешком, держа велосипед в руках;
- не оставлять детей, управляющими велосипедами, без присмотра даже во дворе дома;
- не ездить по тротуарам, дабы избежать наезда на пешеходов.
Водителям автомобилей:
- перед заездом во двор, на заправку, поворачивая направо на перекрестке - делать это с правого ряда, убедившись, что это не препятствует другим участникам движения (велосипедистам);
- придерживаться безопасного интервала;
- не превышать допустимую скорость движения на автодорогах;
- водителям или пассажирам открывать дверь, только после того, как они убедятся в отсутствии препятствий (велосипедистов).