Актер-новатор, который раскрыл свою гениальность в Харькове
Я слышал, что ты, сестренка, не можешь выбрать, о каком актере доклад делать. Хочешь, помогу тебе с выбором?
И кого ты можешь предложить?
Амвросия Бучму. Он был новатором и ведущим актером театра «Березіль».
Ровесники звали его Бронеком, молодежь - Отцом. В Харькове Бучма жил с 1930-го по 1936-й год, был ведущим актером театра «Березіль», опорой Леся Курбаса в театральном новаторстве.
Корни
«В старинном, богатом историческими памятниками украинском городе Львове в семье железнодорожника Максимилиана Бучмы и его жены Марии 14 марта 1891 года родился девятый и последний ребенок», - так поэтически начинал автобиографию народный артист, выдающийся деятель украинской культуры Амвросий Бучма. С присущим ему оптимизмом, правдиво и искренне рассказывал он о своем нелегком жизненном пути.
Отец, сельский учитель, должен был оставить преподавательскую работу через свои слишком демократические взгляды и работать стрелочником за мизерную плату, а затем, после железнодорожной катастрофы и заключения, - ночным сторожем.
«С ранних образов детства, - писал позже Амвросий Бучма - на всю жизнь запечатлелись в моей памяти согнутая спина матери, корыто с чужим бельем, худые обнаженные руки, мелькали среди мыльной пены».
Бронек с детства проявлял способности к музыке (самоучка в игре на скрипке), имел хороший вокальный голос (пел оперные партии) и отчетливо копировал прохожих, учителей и друзей. Отец научил его рисовать.
Постоянное недоедание и нищета привели к тому, что из девяти детей в семье Бучмы осталось только двое - старшая Ольга и маленький Бронек. Природная смекалка, цепкая память и сила воли открывали перед парнем широкие возможности для саморазвития.
После окончания четырехклассного нормального училища отец, человек крутого нрава, возлагая на сына большие надежды, пытаясь выучить его как следует, отдал его в единственную во Львове украинскую гимназию. Учился Амвросий блестяще. Вот только поведение не было образцовым. Сказывался прирожденный талант актера - владея искусством перевоплощения, Бучма создавал карикатурные образы напыщенного начальства и учителей. В конце за эти «спектакли» его исключили из гимназии. Хотя впоследствии он сдал все экзамены экстерном, больше «чистой» наукой не занимался. Началась нелегкая трудоваю жизнь - был каменщиком, батрачил, пел в хорах, играл в оркестрах (чуть ли не на всех инструментах), участвовал в любительских спектаклях.
В начале творческого пути
Дальнейший жизненный путь Амвросия Бучмы определила его сестра Ольга, способная артистка и певица. Ее усилиями он стал в 1905 году хористом и танцором Львовского театра общества «Русская беседа» - одного из самых известных в Галичине и единого во всей Западной Украине, где ставились спектакли на родном для коренного населения украинском языке.
Оперетты, драмы и водевили, оперы, трагедии и комедии - все это требовало от актеров не только творческого универсализма, но и огромного физического напряжения и чрезвычайной выносливости, а, следовательно, упорной и упорной работы над собой. «...Работа в театре «Русской беседы» тех времен была для меня большой и трудной школой актерского мастерства», - вспоминал позднее Амвросий Бучма.
Именно в этом театре Амвросий Бучма познакомился с Лесем Курбасом, и они стали друзьями на всю жизнь.
Очевидно, в результате восьмилетнего плодотворного сотрудничества с такими в то время известными актерами, как К. Рубчакова и И. Рубчак, А. Левицкая, В. Юрчак, сложилось творческое кредо Амвросия Бучмы, что умещается в двух словах: труд и новаторство. Именно это принесло ему впоследствии известность и признание.
Первая мировая. Театр имени Франка и "Березіль".
Это были сложные, бурные времена. Во время Первой мировой войны в 1914-1917 годах Амвросий Бучма воевал в австрийской армии унтер-офицером, заключил фиктивный брак с артисткою Пищиковой, был ранен, приговорен к расстрелу за пощечину офицеру, был в осаде Перемышля, где чуть не погиб от голода и холеры. Затем попал в русский плен, работал на Турксибе (железная дорога из Сибири в Среднюю Азию), на каторжных работах.
После побега из Средней Азии в тендере (специальный железнодорожный вагон, предназначенный для перевозки запаса топлива для локомотива) паровоза Бучма попал в Украину, где был принят в Театр Садовского и одновременно получал образование в Киевском музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко.
В 1919 году организовал «Новый львовский театр» в Дрогобыче, который путешествовал Надднепрянщиной. 20 января 1920 года на его базе, совместно с Игнатом Юрой и Семеном Семдором, был создан театр им. И. Франка. Но «франковцем» Амвросий Бучма пробыл недолго, поскольку с руководителем театра имел разные художественные взгляды. Гнат Юра, особенно после стажировки в Московском Художественном театре, стал ближе к позициям Станиславского, ориентируясь на жизнеподобие, реализм и психологизм в театре. Другие художественные взгляды назревали в кругу двенадцати студентов музыкально-драматической школы Лысенко, которые стремились обновить украинский театр. Во главе с Лесем Курбасом сначала создается «Молодой театр», а затем и Художественное объединение «Березіль». Именно тогда к старому другу актером Четвертой мастерской приходит Бучма.
В декабре 1922 года Амвросий Бучма вступает в созданное Курбасом художественное объединение «Березіль» в Киеве. Здесь он в 1922-1926 гг. и 1930-1935 гг. сыграл свои знаменитые роли: Джимми Хиггинс в одноименном спектакле по роману Эптона Синклера, брата Жана в «Жакерии» по Просперу Мериме, Лейбу в «Гайдамаки», вратаря-шута в «Макбете» Шекспира, Дударя в «Диктатуре» Ивана Микитенко (1930), Пузыря в «Хозяин» Ивана Карпенко-Карого (1932).
С 1923 года Амвросий Бучма начал сниматься в кино («Макдональд», «Вендетта», «Сон кулака», «Укразия» и др.). В 1926-1930 гг. - работал на Одесской киностудии ВУФКУ, как актер и режиссер. С его именем связаны большие достижения украинского кино того периода. Создал образы Шевченко («Тарас Шевченко», 1926), Николая Джерри, Тараса Трясила в одноименных фильмах, Саша-музыкант («Накануне», 1928), Гордей Ярощук («Ночной извозчик», 1929), немецкий солдат («Арсенал», 1929); позже - генерал Терешкевич («Щорс», 1940), Басманов («Иван Грозный», 1945), Тарас Яценко («Непокоренные», 1945), боцман Дзюба («В далеком плавании», 1947) и др. Ранние фильмы с его участием вошли в сокровищницу немого кино.
Интересно, что Бучма работал без дублеров. Так, на съемках фильма Георгия Тасина «Ночной извозчик» Амвросий играл роль старого одесского извозчика. В сцене, где фаэтон падал с Потемкинской лестницы, актер сам выскакивал из коляски на ходу. Далее были прыжки со второго этажа в открытое авто, которое ехало снизу («Макдональд», 1924) и стойка на руках на балконе 12-го этажа («Проданный аппетит», 1928).
Бучма в Харькове
1930-1936 - ведущий актер театра «Березіль» (сначала в Киеве, а с 1930 - в Харькове), опора Леся Курбаса в театральном новаторстве, идеальный «курбасовець» - философ и арлекин. Здесь талантливый Бучма стал тем самым великим, гениальным актером украинской сцены. Здесь он сыграл свои знаменитые роли, ставшие классикой национального театра: Джимми Хиггинс в пьесе по одноименному роману А.Синклера, Пузырь в «Хозяин» Карпенко-Карого, Лейба в «Гайдамаки» по Т.Шевченко, Задорожный в «Украденное счастье» И. Франко, Шут в «Макбете» Шекспира и др.
Театр им. Франка
С 1926 «Березіль», как лучший театр Украины, работал в Харькове, в то время столице, а «франковцы» - в «провинциальном» Киеве. Впоследствии столицу перевели в Киев, и с тех пор театр им. Франка занимал столичное положение.
Гнат Юра, что он еще с 20-х годов был оппонентом Курбаса, начал укреплять творческий потенциал театра, и первыми, кого он хотел видеть в своем театре, были курбасовцы. После коммунистического разгрома театра «Березіль» в 1933 году Курбаса сняли с должности руководителя «Березіля», впоследствии арестовали и расстреляли. Между тем по приказу правительства в 1935 году стали франковцами березольци Амвросий Бучма (уже второй раз) с женой Валентиной Бжеский, Наталья Ужвий, Дмитрий Милютенко. В театре им. И. Франко Бучма проработал до самой смерти - 20 лет. Здесь он сыграл выдающиеся роли: Иван Коломийцев («Последние» М.Горького), Ленин «Правда» А. Корнейчука, впервые в Украине), Николай Задорожный («Украденное счастье» И. Франко). В этой роли наиболее полно выразился его талант, ярко проявились особенности актерской манеры, спектакль был триумфальным.
Вторая мировая
15 мая 1941 Украина торжественно отпраздновала 50-летие Амвросия Бучмы, а 27 мая коллектив театра выехал на гастроли в Москву и Ленинград. Мастерство Бучмы вызвало восторг у широкой общественности российской публики и получило признание коллег. Война не прекратила работы франковцев.
Амвросий Бучма, в то время главный режиссер театра, находился вместе с коллективом в эвакуации (Семипалатинск, Ташкент), выезжал во главе фронтовой бригады франковцев на Сталинградский и Донской фронта (1942-1943). Во время пребывания в Ташкенте Бучма поставил на сцене Узбекского театра им. Мукими «Наталка Полтавка». Спектакль шел много лет после войны с неизменным успехом у зрителей.
Сергей Эйзенштейн (по воспоминаниям Николая Черкасова) однажды сказал: «Вы только посмотрите на глаза Бучмы! Они зажигают! И так много говорят. Этот актер может любую мысль и любое монолог сказать одними глазами».
Великий артист
Говоря «великий артист», сделаем поправку на эпоху. В эпоху Бучмы никто, даже сам Сталин, не мог публично сказать то, что переживал и думал на самом деле. И Бучма не мог этого сказать. Зато Бучма сумел это сыграть. Поэтому он большой. При том, он почти не играл шедевров мировой драмы. Он сам был шедевр.
В популярном поныне фильме «Подвиг разведчика» (1947) Бучма сыграл человека под оккупацией, агронома Лещука. Он «наш» или «не наш»? Это хочет проверить советский разведчик, переодетый немецким офицером. Он вывозит агронома за город и инсценирует расстрел. Выстрел должен быть в затылок. Лещук ждет. А выстрела нету. Бучма-Лещук очень медленно поворачивает голову и смотрит назад из-за плеча. То страшный взгляд. И без слов понятно. Потому так тогда оглядывались миллионы других наших, у которых даже не спрашивали, они «наши». Откуда Бучма знал об этом молчаливом предсмертном взгляде? У него уже был опыт смерти - когда его чуть ли не расстрелял австрийский офицер.
Был у Амвросия Бучмы еще и опыт молчания.
До нас дошел один эпизод. В один из тех дней, когда арестовали Л. Курбаса, сын Бучмы, Игорь, пришел домой и, не надеясь, что кто-то в квартире, открыл дверь своим ключом. И увидел такую картину: на полу сидит Бучма, перед ним глубокая миска с водкой, куда он накрошил хлеба, и тем хлебом кормит собаку, бульдога Джека. Джек пьян, Бучма пьян, и оба плачут. Очевидно, беседа у них была длинная и печальная. А о чем - не знает никто. Такая эпоха: ты все понимаешь, но тебе не с кем выпить, потому что завтра спросят, о чем говорили.
Он ждал ареста, в прихожей имел на этот случай чемоданчик с бельем и сигаретами. Эта чемоданчик - еще один немой жест.
Душа актера - его мастерская
Валентина Заболотская, внучка Бучмы, рассказывала о фильме «Ночной извозчик» (1929), с которого украинское немое кино стало известно в мире:
«Перед тем в Одессе Бучма специально работал настоящим ночным извозчиком. Он помогал вжиться в роль своей кобыле! Он и без того знал, что такое лошадь. Но это была не просто лошадь, а партнерша! И он приучал больше ее к себе, чем себя к ней. И потому удалось снять впечатляющий эпизод: извозчик узнал, что белогвардейцы расстреляли его дочь. Он в беспамятстве идет по улицам ночной Одессы, а лошадь идет за ним, словно понимает, что с ним происходит ...
А он таки умел говорить с животными, которые в его доме были всегда. Было, что на кухне жили даже гуси, и они слушали только Бучму - словно те птицы, которым проповедовал святой Франциск. А собачка Фитюлька, вполне беспородная и невероятно маленькая, буквально теряла сознание от счастья, лишь стукнут во дворе дверцы его машины.
Cвобода молчания
Вообще, его роли возникали из молчания. Это был его способ работать: часами лежал на кровати, заложив руки за голову, и слушал, как жена в соседней комнате играет на фортепиано. Так была сделана его, возможно, наилучшая роль - гуцул Николай Задорожный, почти немой - под музыку Шопена. Вторую Сталинскую премию он получил именно за молчание.
Это был 1948. Театр имени Франко репетировал «Макар Дубрава» Корнейчука - пьесу о послевоенном восстановлении Донбасса. Бучма играл старого шахтера Макара, сын которого пропал без вести во время оккупации. И вот Макарову приносят сыновей пиджак, найденный в старой шахте. Оказывается, предатель сдал сына немцам. Автор написал здесь для Макара большой патетический монолог. На репетициях Бучма мучился. Потому что не умел врать. А монолог Макара - это была ложь: в тот момент, когда твой сын отозвался из небытия, надо говорить о расцвете социалистического Донбасса и о том, как товарищи Сталин и Ворошилов «стояли здесь под яблоней»! Бучма этого оправдать не мог, хотя и пытался. Александр Корнийчук сидел в зале. Бучма иногда говорил: «Саша, я не буду говорить эту фразу, я ее вычеркну!» Мудрый Корнийчук отвечал: «Вычеркивай, Бронечка, вычеркивай!»
За несколько репетиций Бучма понемногу вычеркнул весь монолог. Кроме слов «Сын мой, сын!» Но этот монолог у автора был финалом целого акта! Как без него? Чем заканчивать акт? Решение созрело дома, когда Бучма уже собирался на генеральную репетицию. Но вместо того, чтобы идти прямо к порогу, он вдруг пошел какими-то странными зигзагами по комнате. Почему? Затем догадались: эти зигзаги были только найденным молчаливым путем Макара к сыновьему пиджаку.
Тот эпизод захронометрировали: молчание Макара длилось пять с половиной минут. На сцене это невероятно долго. Потом Макар говорил: «Сын мой, сын!» и занавес опускался.
Зал рыдал. Потому что мало кто в зале кого-то не потерял на войне. А это еще было время, когда на родине Бучмы погибали ребята-повстанцы в гражданских пиджаках. О них ни слова не было сказано. Но все было понятно.
Свобода слова - это прекрасно. А свобода молчания – гениально».
В конце
В послевоенный период Амвросий Бучма занимался режиссурой в театре и кино. Консультировал фильмы. Преподавал в Киевском институте театрального искусства им. Карпенко-Карого, профессор. Среди учеников - народные артисты Н.Копержинська, К.Степанков. Он автор статей по проблемам театрального искусства - сборник «Из глубин души» (1959). Особенно много помогал актерской молодежи - советами, партнерством, репетициями, шуткой. И, несмотря на то, что так много фильмов с участием Амвросия Бучмы не сохранились, а театральные образы дошли до нас преимущественно лишь в воспоминаниях, театральных рецензиях, его актерское мастерство подхватили способные ученики.
Выступал на радио и телевидении. Избирался депутатом Киевского горсовета, членом первого Президиума новосозданного после войны Украинского театрального общества. Награжден многими правительственными орденами и медалями.
Умер 6 января 1957 года в результате длительной болезни Паркинсона. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.