Жуковцы и антижуковцы. Харьковские хроники

559

Вместо эпиграфа

"Уберите Ленина, положите Пушкина…"

("Культурно-революционная песня" из репертуара участников Comedy Club)

На фронтах психоисторической войны – резкое обострение ситуации. Не далее как вчера, 19 июня, Харьковский городской совет принял решение вернуть проспекту Петра Григоренко имя маршала Жукова, что вызвало бурные аплодисменты из одного сектора политически озабоченной части социума и гул негодования – из другой.

Для тех, кто опоздал к началу "фильма", стоит все-таки сделать небольшой экскурс в недавнюю историю.

До 2016 года проспект, соединяющий два иных проспекта – Московский и Героев Сталинграда, получил новое название: был маршала Жукова, стал генерала Григоренко.

Спустя три года, в мае 2019-го, когда декоммунизаторский энтузиазм борцов за историческую справедливость пошел на убыль, на сайте городского совета появилась петиция с предложением отыграть ситуацию в обратном порядке – генерала в отставку, маршала в строй. Мэр Кернес выступил с заявлением. Что если петиция наберет необходимые 5000 голосов, то он ее поддержит.

В начале июня в качестве превентивной меры представители антижуковского крыла молодежи на глазах у нескольких десятков полисменов снесли памятник маршалу Жукову. Однако, судя по решению большинства депутатского корпуса, устрашающая мера не возымела должного воздействия.

По поводу того, для чего возвращение маршала Жукова в информационное пространство понадобилось отцам города, можно строить какие-то приблизительные предположений: а вот и выборы подкрались, и мастерство политического троллинга нужно время от времени проверять, да и тот факт, что "хайпу все статусы покорны" тоже сбрасывать со счетов не стоит.

Клуб антижуковцев тоже в достаточной степени мотивирован, так как во времена тотального упадка научной и технической мысли на отдельно взятой территории иных сфер для приложения сверхусилий практически не остается (как вариант, можно еще бороться против глобального потепления, но оному памятник не снесешь в виду отсутствия такового, что является существенным минусом при организации тематических перфомансов).

Зачем внезапное возвращение из 2019 года в 2016-й понадобилось среднестатистическому харьковчанину – тайна за семью печатями.

Одно из местных бумажных изданий, раздаваемых у входа в метрополитен, вышло с материалом по теме с заголовком о возвращении исторической справедливости. Хотя при всем уважении к позициям бьющихся сторон ни о каком восстановлении исторической справедливости или же нарушении исторической справедливости не может быть и речи. Ибо историческая справедливость в принципе выглядит иначе.

Установление авторства научного открытия – это восстановление исторической справедливости.

Возвращение в информационное пространство имени замечательного, но незаслуженно забытого человека – этот случай также подпадает под понятие восстановления исторической справедливости.

Даже возвращение старинной улице с многовековой историей первоначального названия взамен плохо приживающегося нового – это также можно было бы трактовать как восстановление исторической справедливости.

Страсти же вокруг маршала Жукова в отдельно взятом городе вряд ли выходят за рамки столкновения двух историко-мифологических школ, апологеты одной из которых считают героизацию маршала оправданной, представители второй напротив работают над репутационным уничтожением военачальника.

Возьмемся предположить, что ни те, ни другие не были знакомы с Георгием Жуковым, не смотрели на поля сражений сквозь линзы его бинокля и, скорее всего, даже не читали его "Воспоминания и размышления".

Практически все, что наиболее несдержанные участники жаркой "дискуссии" знают о маршале, почерпнуто ими из повествований людей, которые также никогда не были знакомы с Жуковым и даже не числились в рядах знакомых его знакомых.

Просто одни уверовали, что спорный персонаж – абсолютно бесспорный герой и выдающийся полководец, а иные – что он столь же бесспорный человеконенавистник и бездарь, а все его заслуги – плод выдающихся интриганских способностей.

В той же мере даже самым политически активным жителям города крайне размыто видится портрет генерала-диссидента Григоренко, заменившего на уличных табличках маршала. Не исключено, что декоммунизаторы (в зависимости от широты или узости их собственных идеологических рамок) считают понятие "диссидент" синонимичным понятиям "буржуазный демократ", "радикальный националист" или любой иной "ист", но непременно враг советской власти. Однако стоит отметить, что советское диссидентство зачастую умещалось в парадигму борьбы за восстановление "ленинских принципов партийного руководства". Созданная в 1963 году генералом Григоренко подпольная организация так и называлась "Союз борьбы за возрождение ленинизма". На подобном фоне бендеровский "Союз меча и орала" выглядел действительно боевой, радикальной антисоветской и антибольшевистской организацией.

Но, благо, у абсолютного большинства даже в среде политически озабоченного актива имя генерала Григоренко ассоциируется по большей части с задумчивой пустотой, порожденной некоторой нехваткой широты кругозора и банальной эрудиции. Поэтому к генералу претензий пока нет. И это не то чтобы хорошо. Но не так уж и плохо, как представляют активные популяризаторы идеи о том, что незнающие "своего" прошлого не возымеют будущего. Ставшая притчей во языцех историческая безграмотность населения главной страны на планете отнюдь не мешает оному вести вполне безбедный образ жизни.

Более того, наличие великолепного прошлого, вовсе не является автоматической гарантией замечательного настоящего.

Вряд ли многие что-то расскажут о великом прошлом финнов (кроме цитирования "Калевалы" и пересказа краткой биографии Карла-Густава Маннергейма). Но отсутствие в истории северного народа "наполеонов", "македонских" и "маршалов пилсудских" не мешает демонстрировать неплохой уровень эффективности хозяйствования – порядка 50 000 долларов на душу населения против 2 500, к примеру, на территории украинского государства, история которого просто нашпигована супергероями.

Не станем утверждать, но не исключено, что чрезмерная зацикленность на прошлом не приближает, а в некотором роде отдаляет будущее. Двигаться вперед с повернутой назад головой в принципе тоже возможно. Просто скорость движения будет немного ниже.

Дмитрий Михайлов