ЖКХ как территория «вселенского хаоса»

1918


Вместо эпиграфа.

«Ну, теперь, стало быть, пропал калабуховский дом… Всё будет как по маслу. Вначале каждый вечер пение, потом в сортирах замёрзнут трубы, потом лопнет котёл в паровом отоплении и так далее. Крышка Калабухову!»

(Михаил Булгаков, «Собачье сердце»)

Жилищно-коммунальное хозяйство для реформаторов всегда была сферой приложения усилий номер два сразу же после системы народного образования. При этом хоть по версии управленческого персонала, хоть по мнению широкого круга потребителей, жилкомхоз всегда оставался недостаточно модернизированным.

Борьба за лучшее коммунальное завтра под слоганом «Больше реформ, хороших и разных» не утихает ни на день. Для тех же, кому суждено непосредственно насладиться результатами преобразований, больше применимо высказывание «попал как кур в ощип», что, с точки зрения формальной логики, нельзя признать неразумным, ибо неощипанная курица явно теряет в потребительской стоимости.

В рассматриваемом Радой проекте нового коммунального закона «Об энергетической эффективности зданий» речь идет не столько о дополнительных затратах для населения (хотя и о них тоже, поскольку тезис «с миру по нитке» уже прочно вмонтирован в качестве стержневого в новую социальную модель), сколько о том, что на подростковом сленге именуется термином «головняк».

Кратко о содержании проекта, мотивационную часть которого его авторы умещают в трех словах «внедрение европейских директив».

Законотворцы предлагают провести аудит энергоэффективности всех зданий за счет владельцев. Процедура для многоквартирных домов будет оплачиваться за счет собственников квартир. Попытки в очередной раз облегчить кошелек среднестатистического гражданина авторы-законотворцы приправляют успокоительным: платить придется немного.

Согласно обнародованным расчетам, примерная стоимость аудита для жилых домов составит:

до 100 квартир – 9.5 тыс. гривен;
до 300 квартир – 12 тыс. гривен;
до 350 квартир – 13 тыс. гривен.

Несложные расчеты позволяют предположить, что отдельно взятому владельцу квартиры аудит обойдется от 40 до 95 гривен плюс-минус статистическая погрешность. Сумма относительно небольшая: всего чашка кофе для депутата или 2-3 дня питания для рядового пенсионера.

Далее необходимо будет оформлять сертификат энергоэффективности, стоимость которого пока не определена. Но за отсутствие данного документа законодатели предлагают ввести штраф от 3400 до 5100 гривен (если разбросать на 100-300 квартир, то тоже не так уж и много).

В Харькове, по данным горсовета, насчитывается 7764 жилых дома коммунальной формы собственности, ЖК, ЖСК, ОСМД и ведомственного жилого фонда. Предприятия, которым предстоит провести аудит, только в данном секторе получат не менее 80 млн гривен. С учетом офисных зданий, магазинов и прочих сооружений показатель вырастает в разы. Цена вопроса по стране может измеряться несколькими миллиардами гривен, которые будут уплачены не за реальное сбережение, а за получение информации о его отсутствии, что на данном этапе является вопросом третьим. Но сам порядок цифр для профильных организаций – более чем привлекательный.

Недостатком проекта является отсутствие конкретных механизмов реализации: кто и каким образом будет взымать причитающуюся аудиторам плату. При определенном уровне организации мероприятия большая часть населения вполне может оказаться в категории правонарушителей, обвешанных штрафами, что рождественская елка пряниками. Наиболее образно и емко данную проблему представляют лица, пытавшиеся хоть раз собрать деньги на уборщицу в подъезде. При том, что уборка помещения вполне понятный для основной массы населения процесс, в отличие от аудита энергоэффективности. К тому же кое-какие примеры, что называется, перед глазами. После принятия в прошлом году Закона «Об особенностях осуществления прав собственности в многоквартирном доме» народонаселение отнюдь не ломанулось оформлять ОСМД в массовом порядке, что при всей справедливости замечаний об инертности собственников квартир скорее следует отнести на счет невысокого уровня связи с реальностью у создателей нормативной базы. Степень безальтернативности ОСМД для новостроев, выкупленных более-менее обеспеченными гражданами, и для «хрущевок», ставших пристанищем в основном лиц пенсионного возраста и прочих малообеспеченных граждан, совершенно различна.

Один из персонажей пьесы «Закат» мсье Боярский объяснял Бене Крику особенности различного сукна следующим образом: «Английское сукно, мосье Крик, это хорошее сукно, лодзинское сукно - это дерюга, на которой что-то нарисовано, а московское сукно – это дерюга, на которой ничего не нарисовано».

Говоря языком классика, ОСМД в «хрущевке» - это, при всем уважении к ее обитателям, «дерюга, на которой ничего не нарисовано».

Наименее логичными при обосновании отдельно взятых коммунальных перемен выглядят апелляции к опыту, который на местной почве абсолютно не применим в силу вполне понятных причин. В качестве наглядного пособия может служить практически любая отрасль. Уровень здравоохранения в ФРГ выше, чем в Украине, вовсе не потому, что там внедрена страховая медицина, а потому, что ежегодный оборот средств в отрасли находится на уровне 300 миллиардов евро – где-то 10 украинских годовых бюджетов. И уровень пенсионного обеспечения выше тоже отнюдь не благодаря накопительной системе, а тому, что граждане имеют средства для накоплений. Точно так же создание ОСМД бессмысленно для людей, у которых нет денег, равно как и проведение аудита энергоэффективности.

Но, пожалуй, наиболее яркой иллюстрацией к степени понимания управленческими элитами стоящих перед ними задач является одно из последних заявлений премьера Владимира Гройсмана о возможности оплаты коммунальных услуг в рассрочку. Владельцы бытовых калькуляторов могут подсчитать, что подобное нововведение позволит снизить объемы коммунальных субсидий в разы. Но отнюдь не посторонний в данной теме коммерческий директор НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко назвал подобное решение «сюрпризом».

«Мне интересно, какой механизм этого решения. На нас должны возложить обязанности продавать газ в рассрочку. Мы не продаем газ непосредственно населению, мы продаем его облгазам и ТКЭ. Если на нас возложат обязательства предоставлять рассрочку этим предприятиям, то вопрос первый: было ли это согласовано с секретариатом ЕС. Второй вопрос - чем это будет сбалансировано», - вопрошал комдиректор «Нафтогаза», явно давая понять, что «здесь не все однозначно».

Справедливости ради следует отметить, что попытки преодоления кризисных явлений силами наличных управленческих элит практически не оставляют иных вариантов решения проблемных вопросов кроме имитации бурной деятельности. Но отсутствие коммуникации между правым и левым полушариями, как показывает накопленный исторический опыт, может привести к самым непредсказуемым и удивительным результатам.

Андрей Кравченко