Зашифрованное поздравление президента
Один из гуру сценарного искусства любил повторять: «Есть текст, а есть подтекст». В хорошем драматическом произведении, как зачастую и в жизни, люди пытаются донести основную информацию, маскируя ее отвлеченными, а то и совершенно противоположными по смыслу формулировками. Не желающий идти в школу ребенок пытается уверить всех, что болен, как никогда, запредельный по цене предмет туалета может быть отвергнут со словами «Это мне не идет», чтобы остаться наедине люди придумывают необходимость срочно прослушать записи оркестра Глена Миллера или выпить чашку чаю. А если бы сэр Генри Баскервилль однажды за завтраком произнес «М-м-м, какая прекрасная овсянка», то, скорее всего, это все равно означало бы: «Берриморы, имейте совесть. Где мясо?»
Общение на уровне подтекста в среде отечественного политикума – практически национальный вид спорта. А действующий президент является если и не чемпионом, то одним из лучших в данном виде состязаний. В качестве достаточно яркого подтверждения в учебники политический риторики вполне может быть включено последнее обращение гаранта к электоральным массам по случаю Рождества, отмечаемого рядом христианских конфессий, пользующихся григорианским календарем.
Для того чтобы стало более-менее понятно, о чем и о ком, собственно, речь, необходимо из статистических запасников все-таки извлечь кое-какие сухие цифры.
По данным статистического издания Annuario Pontificio, количество католиков, проживающих в Украине, составляет 0,85 млн человек.
По данным сайта catholic-hierarchy.org, число католиков в Украине значительно больше – 4,77 млн человек, или есть 7,34% населения.
Протестанты, по разным исследованиям, составляют от 1,3% до 2,4% населения (от 580 тыс. до 1 миллиона).
Кроме того, по самым минимальным оценкам, 10-11 млн взрослых жителей страны не относят себя ни к какому религиозному направлению, то есть потенциально готовы отмечать новый государственный праздник как дополнительный выходной, без религиозного наполнения.
Это достаточно серьезный электоральный пласт, ценность которого многократно увеличивается с приближением старта избирательной кампании.
А теперь попытаемся выяснить, что же хотел донести глава государства в своем очередном обращении к электорату. В творческой копилке главы государства не столько много наработок, а в закромах достижений полки не ломятся от изобилия. Возвращение в европейский дом, безвиз, «остаточне прощавай» и…, пожалуй, все. Поэтому приходится проявлять недюжинную изобретательность, чтобы доносить одни и те же месседжи, не вызывая ярко выраженных признаков дежа-вю у аудитории.
Месседж номер один
Текст. «Впервые мы отмечаем как государственный праздник Рождество Христовое по григорианскому календарю – вместе с большинством всего христианского мира, вместе с Европой».
Подтекст. Страна вернулась в европейский дом и мировую цивилизацию, и это несомненное достижение, ставшее возможным благодаря усилиям действующего главы государства. Энергетическую ценность данного достижения сколько угодно можно подвергать сомнениям. Во всяком случае, вряд ли кто-либо из участников протестных акций, приведших к смене политического режима, предполагал, что евроинтеграция – это не пятикратное увеличение зарплат, а дополнительный выходной. Но за неимением гербовой бумаги, пишут на обычной.
Месседж номер два
Текст. «Выбирать себе календарь – это личное право каждого. А вот задача государства гарантировать такое право выбора».
Подтекст. Ранее граждане страны не имели права выбора, так как не было государственного праздника. Но благодаря главе государства такое право появилось.
Конечно же, никакого отношения к праву выбора введение выходного дня не имеет. Праздники мусульман, буддистов, иудеев и множества иных религиозных течений никак не занесены Верховной Радой в официальный календарь выходных дней. Означает ли, что у представителей данных конфессий нет выбора? Скорее всего, вряд ли.
В действительности у абсолютного большинства жителей страны нет никакого выбора. У них нет выбора: отправляться в Венскую оперу с заездом на чашку фантастического кофе в Братиславу или сидеть дома перед телевизором, покупать в магазине осетровую икру или макароны, покупать наряды в бутиках или на самом крупном рынке в Восточной Европе. Строго говоря, у них и выбора между религиозными праздниками нет. У прихожанина Киевского патриархата нет никакого выбора, когда отмечать Рождество. Оно для него наступает 7-го января. Точно также, как и у католиков оно наступает 25 декабря без всяких вариантов. Но лишний раз напомнить о собственной исключительно демократической сущности ни одному политику еще не повредило.
Месседж номер три
Текст. «Лично я решил праздновать дважды».
Подтекст. Действующий глава государства готов использовать любую возможность явления электоральным массам. Даже 500-летие от начала Реформации, о котором несколькими строками ниже.
Месседж номер четыре
Текст. «В этом году Украина отмечает 500-летие Реформации… Реформация имела большое значение и для Украины. Она содействовала установлению институтов частной собственности, развитию процесса национального возрождения, она дала весомый толчок образованию, науке, культуре и религиозной жизни».
Подтекст. При крайне смутном представлении об истории зарождения протестантизма главе государства надо было сказать что-то хорошее о представителях данной конфессии, заслуживающих, вне всякого сомнения, наилучших слов. Получилось не очень уверенно. Увязка толчка образованию, науке, культуре и религиозной жизни лишь с одной конфессией как минимум вызывает вопрос: а как же остальные? Они были не способны к просветительской миссии? Они служили тормозом образования, науки, культуры? А с учетом крайне сложных межконфессионных отношений в 16-17 веках, приведших к череде религиозных войн, продолжавшихся не менее ста лет, то стоило бы сразу начинать с современности, без ретроспекций.
Месседж номер пять
Текст. Упоминание о никак не связанном с Рождеством 80-летии Вячеслава Черновола.
Подтекст. Глава государства опирается на признанные авторитеты. Да что уж там – является верным и последовательным продолжателем их дела.
Вячеслав Черновол – абсолютно безупречная с точки зрения современной государственной историко-политической мифологии фигура - мог бы удостоиться и отдельного президентского выступления. Но его присутствие в поздравительном рождественском тексте призвано расширить и углубить ориентированный на широкие электоральные массы декларативно политический подтекст.
Месседж-резюме
Текст. «Нам нужны реформы, а не революции, сила закона, а не закон силы, благосостояние народа, а не всенародные злыдни, общественное согласие, а не вражда, демократия, а не диктатура».
Подтекст. Попытки смещения действующего главы государства методом майдана, как, впрочем, и любыми иными способами – вредны и носят крайне негативный характер. Составленные президентскими райдерами пары противопоставлений легко раскладываются на два ассоциативных ряда: «реформы – сила закона – благосостояние – согласие - демократия» и «революция – закон силы – злыдни – вражда - диктатура». Легкий привет так называемому «михомайдану» и попытка достучаться до колеблющейся массы, размышляющей на досуге: примкнуть или погодить.
Фактически была предпринята попытка в перефразированной форме повторить заявление Петра Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая…» и так далее. И хоть опора на авторитет имперца, пусть и столетней давности, в контексте современных политреалий, конечно же, нежелательна, но старых проверенных способов работы с чувствительными точками электорального массива еще никто не отменял.
Действительно, попытки одним выстрелом подбить двух зайцев – и поздравил, и поагитировал - не всегда вызывают восторги. Заполучив и первое, и второе в одну тарелку, публика может почувствовать себя несколько обманутой. Но в эпоху компьютерных скоростей и тотального цейтнота, у современных политиков просто нет ни времени, ни сил на последовательное выполнение задач. Так что иногда приходится параллелить, к чему благожелательный зритель и слушатель всегда отнесется с пониманием. Ибо как в свое время говаривала супруга Тевье-молочника Голда: «Человек старался, значит, спасибо».