Зачем в Раде сокращают депутатов?

1468

Первыми проблемными вопросами, которые решила и планирует решить Верховная Рада девятого созыва, стал комплекс мероприятий, которые можно было бы объединить понятием «парламентская реформа». Для отмены депутатской неприкосновенности даже пришлось провести две сессии подряд в течение нескольких дней, так как иначе изменения в Конституцию никак не вносились. В Конституционный суд направлен законопроект о сокращении количества депутатов с 450-ти до 300.

Несмотря на кажущуюся актуальность затеянных изменения, они несколько отличаются от общественного запроса, сформированного в промежуток между президентскими и парламентскими выборами.

Согласно данным опроса, проведенного новостями «Сегодня» совместно с международной компанией Edison Research накануне внеочередных выборов в Верховную Раду, пять основных ожиданий электората от новой власти выглядели следующим образом:

завершение войны на Донбассе – 51,7%,

повышение зарплат и пенсий – 30,7%,

улучшение качества медицины – 19,9%,

наказание коррупционеров – 19,3%,

снижение тарифов – 19,1%.

Насколько можно заметить, расхождения между ожиданиями и начавшим вырисовываться результатом видны даже невооруженным взглядом.

В обыденной жизни подобные истории также иногда случаются: ребенок пишет письмо Деду Морозу с предложением подарить на Новый год велосипед, а родители, взвесив все за и против, покупают карандаши… В этом случае перед дарителями встает необходимость хоть как-то объяснить, почему карандаши лучше велосипеда.

Так как тема отмены неприкосновенности уже закрыта, попробуем проанализировать уровень аргументации на примере инициативы по сокращению состава парламента.

Несколько представителей парламентского большинства, выступая на многочисленных отечественных ток-шоу, рассказывают примерно одну и ту же историю, что косвенно указывает на наличие некоторой консолидированной партийной позиции.

Существующее количество народных депутатов – 450 – были актуальными при населении страны более 45-ти миллионов человек. Ныне население страны резко сократилось (якобы), а, следовательно, и количество депутатов должно быть сокращено.

Собранная на основе законов «железной логики» конструкция начинает рассыпаться при постановке дополнительных вопросов.

Есть ли у представителей победившего на выборах политического проекта объективные данные о численности населения? Заявления о необходимости проведения переписи населения, прозвучавшие несколько раз в период президентской гонки, на данный момент несколько подзабыты.

А раз нет объективных данных о численности населения, то в результате каких вычислений получилось число 300? Посему не 200? Почему не 100?

Тонкой мясной прослойкой между пластами сала проступает аргумент об экономии средств, выделяемых на Верховную Раду.

Для сравнения, по данным внефракционного депутата Виктора Бондаря, ожидаемые доходы главы «Нефтегаза» составят 342 млн грн. Это только денежное содержание без затрат на рабочие здания, обслуживающий персонал, транспортные средства, представительские расходы, которые могут быть не меньшими. Поскольку компания государственная, то и данные деньги тоже государственные.

Заработная плата среднестатистического народного депутата в месяц составляет 35 тыс. грн. или 420 тыс. грн. в год.

В результате несложных вычислений можно заметить, что один, судя по соотношению услуг компании по формуле «цена-качество», далеко не самый эффективный менеджер обходится стране как 814 депутатов.

В целом в 2019 году на содержание парламента выделено 1,724 млрд грн. Если исходить из среднего денежного довольствия депутатов, то общий фонд заработной платы за год может составить порядка 180 млн грн., то есть 10% от общих затрат. «Затянуть пояса» наверняка можно даже без снижения денежного довольствия.

Следующий вопрос: кто определял, что количество депутатов должно быть прямо пропорционально населению страны? Данная норма не прописана ни в одном законодательном или подзаконном акте.

Знание отечественной политической истории позволило бы сформировать более весомый пакет аргументов, например, обратившись к результатам референдума 2000 года, когда большинство населения поддержало и отмену неприкосновенности, и сокращение количества депутатов до 300 (откуда, собственно, и взялось заветное число).

Но историческая память управленческого класса не настолько крепка, чтобы погружаться в прошлое более чем на несколько часов (иногда и минут).

Ключевым во всей этой истории является вопрос о подмене электоральных ожиданий. Ответ на него можно дать, поставив встречный вопрос (хоть это несколько и выходит за рамки корректной дискуссии): а что из сформулированных электоратом запросов способна реализовать новая властная команда?

Достижение мира является невозможным, так как возможность выполнения достигнутых ранее договоренностей (т.н. Минских соглашений - 2) отрицается, а разрешение кризиса военным путем считается неприемлемым. Остается полагаться на мировоззренческую концепцию одного одесского доктора, который говаривал: «Само все пройдет». Но это потребует неопределенное количество времени.

Обсуждение темы повышения зарплат и пенсий неизменно наталкивается на извечный вопрос антиинтеллигенции: «Где деньги, Зин?».

В принципе, из агитационного тезиса сторонников предыдущего властного проекта о том, что в стране стремительно растет количество дорогих машин на улицах можно сделать вывод, что где-то деньги есть, но как их оттуда взять – совершенно никому не понятно.

Улучшение качества медицины также мероприятие крайне затратное, а делиться благосостоянием со среднестатистическим потребителем медицинских услуг пока никто не собирается.

Наказание коррупционеров проводится на примере «дела Грымчака», которое, по некоторым прогнозам, имеет все шансы развалиться в обозримой перспективе.

Тема снижения тарифов плавно трансформировалось в рассуждения, крайне популярные в среде предшественников – «не тарифы высокие, а зарплаты низкие».

Застывшие в магазине подарков дарители между велосипедом и карандашами уверенно выбирают карандаши, ибо велосипед дорогой и опасный, а карандаши разовьют в ребенке тягу к искусству и – чем черт не шутит – его каляка-маляка на промокашке уйдет на аукционе современного искусства за пару миллионов у.е.

В общем, не стоит увлекаться насущностями, стоит зреть в корень. Проведем парламентскую реформу (читай, сократим число депутатов), тогда и заживем. А если нет – сами виноваты. Вам же давали шанс.

Дмитрий Михайлов