Зачем «слуга народа» решил превратить Украину в устричное государство

8860

Парадоксы бытия. При огромном количестве кризис-менеджеров страна пребывает в перманентном социально-экономическом кризисе.

Появляющиеся время от времени «прорывные» на первый взгляд идеи тонут в повседневной текучке, так и не будучи доведенными до конца.

С очередным прозрением к почтеннейшей публике вышел народный депутат от правящей партии «Слуга народа» Александр Корниенко: «Сейчас Украине нужно возвращать славу устричного гиганта».

Выступление вызвало скептические улыбки на лицах политических оппонентов, мол, где мы, а где устрицы, и уж не начали представители монобольшинства сворачивать из реальности объективной в параллельную.

Следующее заявление эксперта по устрицам в Верховной Раде заставляет призадуматься подольше и обратиться к цифрам.

Далее цитата:

«Украина с такими природными объектами как Тилигульский лиман может быть мировым лидером по производству различных аквакультур, в первую очередь устричных».

Одно дело «возвращать славу», то есть заниматься чем-то совершенно абстрактным, основанным на оценочных суждениях, иное – «быть мировым лидером», что может быть отображено только в конкретных числовых показателях.

По оценкам специалистов, из Черного и Азовского морей можно вылавливать 20-30 тысяч тонн устриц в год. Это очень далеко от мирового лидерства, так как мировой лидер Франция производит примерно 180 тысяч тонн.

Иной вопрос, куда такое количество устриц девать. При всем уважении к деликатесному продукту стоит признать, что в гастрономических пристрастиях граждан украинского государства он занимает одно из последних мест. И эта картина вряд ли переменится в ближайшие годы.

Мировой же рынок – далеко не резиновый. Например, по данным доковидного 2019 года, мировой импорт устриц составлял чуть более 290 миллионов долларов. То есть, даже обладатели славы устричных гигантов – это в основном мелкотоварные производители с крайне скромными оборотами.

https://trendeconomy.ru/data/commodity_h2/030710

Для сравнения мировой импорт бананов в доковидном 2019-м составил более 20 млн тонн или 14 млрд долларов. К несчастью стать «банановой республикой» нам не грозит при всем желании. Не те климатические условия.

На данный момент крупнейшим экспортером является Франция, которая контролирует 40% рынка. Следом идут Канада и Ирландия – примерно по 14%. Далее США и Нидерланды – примерно по 7%. Как можно заметить – это все высокоразвитые страны с наработанными связями на рынках. Кого из них представляется возможность отодвинуть на второй план? Вопрос риторический.

Гораздо логичнее было бы обратить внимание на более традиционные отрасли пищепрома, где хотя бы на местном рынке могут быть приемлемые перспективы. Курица, свинина, говядина, сахар, подсолнечное масло за последние года полтора подорожали на 40-80%. Говядина постепенно перешла для многих отечественных потребителей в разряд дорогостоящих деликатесов.

Почему бы не возродить славу отечественного свиноводства или птицеводства?

Ларчик открывается, как всегда, незамысловато.

Следует понимать, при каких обстоятельствах было сделано устричное заявление. Депутат побывал именно на устричной ферме в Николаевской области и просто не мог не сделать комплимент в адрес «устрицеводов». Тут же припомнилось, что «во времена Российской империи юг Украины был местом выращивания аквакультур, которые экспортировали на весь мир». Опыт Российской империи в соответствии с современными историко-пропагандистскими установками признается скорее негативным. Но легкие диссонансы депутатского выступления с магистральной идеологической линией партии и правительства были пропущены мимо ушей.

Если бы местом визита стала ферма страусов, то стране возвращали бы статус страусового гиганта. Даже слоны иногда рождаются в отечественных зоопарках, так что за славу «родины слонов» тоже можно потягаться.

В бытность президентом Петр Порошенко побывал в гостях у виноделов и провозглашал тосты за мировое лидерство в производстве молодого вина божоле.

С такими же примерно заявлениями отечественные политики выступают во время визитов на заводы авиационные, бронетанковые, автомобильные, предприятия транспорта и так далее. Грубо говоря, профессионалам совершенно все равно, какую отрасль возрождать и какую славу возвращать. Тем более что подобные заявления ровным счетом ни к чему не обязывают.

Для примера, кто только не возрождал славу отечественного авиастроения – и Кучма, и Ющенко, и Тимошенко, и Янукович с Азаровым, и Порошенко с Гройсманом, и даже действующий главнокомандующий. Но второй экземпляр самого большого и уникального самолета в мире Ан-225 так и остается не собранным, а на Харьковском авиационном предприятии выступают с заявлениями, что более не в состоянии производить авиалайнеры.

В этом смысле отечественные политики несколько напоминают среднеазиатских акынов, творивших по принципу «Что вижу, о том и пою». В данном жанре логическая и рациональная составляющие подчас страдают. Зато искусство импровизации – несомненно.

Екатерина Павловская