Зачем Раду попросят изменить Конституцию

1719

Открывающийся 4 сентября новый цикл депутатских заседаний – это последний шанс для народных избранников (если, конечно, не произойдет никаких политических пертурбаций уровня майдана) стать хоть чем-то полезными действующей исполнительной власти в качестве активных кнопконажимателей. Ведь работа весенней сессии следующего года может быть изрядно разбалансирована мандражом президентской гонки с плавным переходом в осеннюю парламентскую агонию.

На фоне первоочередных задач, озвученных спикером Парубием – изменение избирательного права, обновление ЦИКа и принятие госбюджета – заданием номер ноль выглядит внесение изменений в Конституцию, призванных на уровне основного закона зафиксировать устремление госвласти в Евросоюз и НАТО. Танцы с бубнами вокруг этого пункта представляются наиболее занимательным, так как бюджет будет прият в любом случае, а новшества в избирательном законодательстве в любом случае могут подождать до лучших времен.

Еще во время празднования Дня Конституции 28 июня президент заявил, что в ближайшее время подаст проект изменений в Конституцию, который "заякорит" курс на НАТО и ЕС. На параде по поводу 27-й годовщины независимости главнокомандующий перешел к деталям:

«До открытия осенней сессии, которое запланировано на 4 сентября, будет зарегистрирован законопроект. Государственный компас уверенно показывает на Запад. Его стрелка ни разу не дрогнула. И не дрогнет, пока этот компас в моих руках".

И в данном случае использование столь затасканной метафоры, как «стрелка компаса» демонстрирует недостаточную работу спичрайтерского отдела креативного штаба, нежели на низкий уровень серьезности намерений.

На первый взгляд, внесение в основной закон пунктов о стремлении государства к членству в Евросоюзе и НАТО выглядит лишенным практического применения. А сквозь призму заявлений западных партнеров о крайней туманности украинских европерспектив - и вовсе абсурдным. При этом абсолютно все вынесенные в публичную плоскость аргументы «за» не выдерживают проверку элементарной логикой.

 

Псевдоаргумент номер один – «страховка от реванша»

Наиболее популярный аргумент – закрепление в Конституции «прозападного курса» может уберечь Украину от реванша пророссийских сил.

Потребителю информационного продукта пытаются навязать мысль о том, что некие «силы реванша» не смогут остановить движение в НАТО, если данный пункт будет значиться в Конституции.

Рассуждения подобного рода не имеет ни малейшего отношения к объективной реальности, так как действующая власть (равно как и почти все предшествующие) уже достаточно успешно игнорирует целый ряд статей из Раздела II «Права, свободы и обязанности человека и гражданина». Что помешает неким «силам реванша» поступать таким же образом по отношению к разделу о прозападном устремлении? Ровным счетом ничего, так как имитацию бурной трудовой деятельности (что также наглядно подтверждают и представители современного управленческого класса) еще никто не отменял.

 

Псевдоаргумент номер два – довод для западных партнеров

Один из самых многообещающих доводов изменения в Конституции могут стать мощным аргументом в переговорах с западными партнерами.

«Поддержи две трети ВР проект и это будет сильный политический сигнал для руководства НАТО и ЕС», утверждает один из часто выступающих на телеканалах политологов.

Эффективность этого метода можно проверить даже в бытовых условиях. Запишите в личном дневнике в разделе «Что сделать на ближайшей неделе» стать членом кабмина и понаблюдайте, станет ли это хоть для кого-нибудь сильным сигналом.

Примут ли вас хотя бы министром без портфеля или отправят еще немного подумать?

Если местное законодательство является хоть каким-то аргументом для западных партнеров, то почему тогда сразу не занести в основной закон ядерный статус, стремление к беспроцентным кредитам от МВФ, которые не обязательно отдавать, а заодно и к постоянному членству в Совете безопасности ООН.

 

Псевдоаргумент номер три – многовекторность себя не оправдала

«В 90-х годах мы видели в Украине принцип многовекторности. И именно этот принцип привел к тому, что когда мы оказались один на один с агрессией России, то мы остались одни, без союзников и без реальной помощи со стороны мирового сообщества. Поэтому эта многовекторность себя не оправдала», сообщил в эфире телеканала «Прямого» еще один из миллионов отечественных политологов.

Сам по себе тезис спорный, так как по факту 23 года многовекторности территориальная целостность пребывала в сохранности, а проблемы начались в момент прихода к власти одновекторных политических сил.

Но в любом случае, попытка интенсивного употребления «Боржоми» после отказа почек вызывает в широких кругах электората по большей части лишь недоумение.

Тогда зачем?

Несмотря на нулевую аргументацию, борьба за внесение в Конституцию прозападного курса должна развернуться нешуточная, даже если в публичных выступлениях будет продемонстрирован единодушный «одобрямс». Конституционные изменения могут стать одним из несущих стержней агитации за претендента на второй срок. Его креативный штаб может столкнуться с жесточайшим дефицитом содержательной составляющей предвыборной программы. Социально-экономические показатели вопреки победным реляциям все еще значительно ниже уровня 2013 года. Обещанное скорое разрешение военно-политического кризиса на востоке страны отодвигается на неопределенное время. А «поход за томосом», призванный взбодрить хотя бы ту часть электорального массива, которая посещает религиозные учреждения Киевского патриархата, оказался чрезвычайно преждевременным. Отсутствие результата в течение длительного срока отнюдь не способствует наращиванию рейтингового жирка.

Конституционные изменения должны быть приняты во что бы то ни стало, так как в них чрезвычайно заинтересован действующий президент и отчасти те политические силы, которые не планируют выдвигать своего кандидата (если таковые существуют в природе).

Парламентские фракции, конечно же, вряд ли горят желанием делать президенту такой подарок накануне выборов. Именно способность нагнуть друзей-соперников в необходимую для себя сторону может стать для действующего гаранта своеобразным индикатором его способности побороться за второй срок хоть с какими-то шансами на успех.

Дмитрий Михайлов