Зачем Порошенко с Дудой приехали в Харьков
Когда встречается романтическая пара, со стороны кажется, что оба участника процесса преследуют одну и ту же цель, что отнюдь не всегда является фактом. Один из участников процесса может хотеть борщ, уборку жилого помещения и чистые носки. А второй – духи, цветы и поход в синематограф.
На уровне встреч первых лиц государств, несмотря на самые теснейшие рукопожатия, разница в целеполагании еще более очевидна.
Харьковская встреча президентов Польши Анджея Дуды и Украины Петра Порошенко 13 декабря вполне могла бы получить статус исторической и остаться в школьных учебниках какими-нибудь "харьковскими соглашениями", если бы повод для встречи имел хоть какое-то содержательное наполнение, которое было бы не стыдно изложить на бумаге и скрепить подписями.
Цели своей поездки в Первую столицу Дуда анонсировал накануне.
Первое – с начала 2018-го Польша становится непостоянным членом Совета безопасности ООН. В середине января на заседании Совбеза планируется рассмотрение "украинского вопроса", то есть тема, на которой польская сторона не прочь, как говорят ораторы либерального толка, хорошенько оттоптаться, заявив о себе как о стороне не только с амбициями перетягивать одеяло на себя в Европейском Союзе, но и способной наделать шороху в ООН.
"Визит позволит посмотреть на то, какова ситуация в Донецкой и Луганской областях", - сообщил накануне приезда польский президент. И визит, и подобные заявления скорее следует отнести к явлениям декларативного характера, так как, находясь в Харькове, узнать что-либо о ситуации в зоне конфликта, кроме как из рассказов местного губернатора, вряд ли представляется возможным. А для этого, по большому счету, не обязательно было и авиалайнер гонять.
Пункт номер два – у официальной Варшавы "есть плохие сигналы с украинской стороны", которые Дуда охарактеризовал как неприемлемые для него. По версии польского президента, в украинской власти находятся люди, которые проповедуют антипольские идеи.
Поскольку собственной повестки дня у президента Порошенко нет, то его цели формируются позицией партнера-оппонента. Ему предстояло убедить иностранного гостя в том, что границы польского государства остаются неприкосновенными только благодаря усилиям официального Киева, а в еще более узком смысле, персонально президента Порошенко. Это, во-первых. И ему хотелось бы замять так называемые исторические противоречия между двумя странами, получив согласие польской стороны исключить эти вопросы из актуальной повестки дня хотя бы до выборов 2019 года. Это, соответственно, во-вторых.
Так как ни первая, ни вторая цели не являлись достижимыми даже на теоретическом уровне, то основная задача сводилась к формированию грамотной подачи двусторонней встречи в качестве очередной и достаточно весомой дипломатической победы, что, по большому счету, является одним из более-менее качественных продуктов, которые способен производить отечественный политический бомонд.
Итак.
Дуда рассказал о том, что его беспокоит фальсификация истории. Но более чем явные намеки официальному Киеву абсолютно не обязательно принимать на свой счет, так любые перетрактовки событий прошлого можно подавать и в качестве восстановления исторической правды. В общем, по данному пункту – победа налицо.
То, что высокие договаривающиеся стороны признали необходимость сокращения "черного списка" украинских политиков, которых Польша не пускает на свою территорию – победа номер два. Даже несмотря на то, что уровень унижения пропрезидентской команды польскими партнерами фактически остается прежним. Фактически критическим является не размер списка, а его наличие. Ведь официальный Киев даже при желании вряд ли может ответить аналогичным образом. То есть Варшава по отношению к Киеву выступает стороной, имеющей право вводить санкции. Киев же такого права по отношению к Варшаве лишен. А отсутствие равных возможностей всегда угнетает. Особенно в партнерстве. Но! Если делать ударение не на "черном списке", а на слове "сокращение", то событие приобретает гораздо более праздничный окрас.
В остальном зарубежный гость также не подвел. Польша поддержала ввод миротворцев в зону конфликта на Донбассе, хотя и без уточнения, по какому сценарию, что, очевидно, сторонам понятно по умолчанию. Это – третья победа.
И даже бонусом Дуда высказал критические замечания в адрес Северного потока – 2, который способен закрыть в Украине тему газового транзита из Российской Федерации в Европейский Союз. И это еще один жирный мазок в позитивной информационной картине дня.
В целом, как и следовало ожидать, встреча прошла максимально бессодержательно, а ее участники не произвели ровным счетом ничего, что могло бы привести к увеличению взаимной выгоды сторон хотя бы в одном из реальных секторов – экономике, социальной сфере, культуре, миграционной политике и так далее. А это, как минимум, позволяет надеяться на сохранение стабильности двусторонних отношений.